Как всякий онколог-врач, Аятхан Дидар знает, что обнаружить у человека рак на ранней стадии, значит почти тоже самое, что суметь его спасти. Именно эту сверхзадачу она преследует в своем проекте Mamma Group, который в 2016 году получил грант от акимата Алматы. Принимая посетителей, она поняла, что из-за загруженности на работе женщины не могут себе позволить проходить обследование молочной железы и решила, что сама будет приезжать в организации с УЗИ-аппаратом и проводить скрининг.


— Прежде чем поговорить о Вашем проекте, будет интересно узнать, какой у Вас опыт, как у врача?

— В 2004 году я закончила Казахский Национальный Медицинский Университет имени С.Д. Асфендиярова по специальности акушер-гинеколог. Потом прошла клиническую ординатуру в Научном центре акушерства, гинекологии и перинатологии. Два года там училась и работала. После этого было несколько частных центров и экстренная гинекология в ГКБ №7, где меня ждали три напряженных года круглосуточных дежурств и операций. Разные трудные случаи. Это был очень большой опыт. После в 2011 году я перевелась в онкологический диспансер и с тех пор работаю в сфере онкологии. Сначала стала онкогинекологом, а потом переквалифицировалась в онкомаммолога. Мои коллеги смеются, называют меня женским врачом. Я могу консультировать и доброкачественные, и злокачественные опухоли. Это считается наивысшим уровнем в профессии.

— Как Вы пришли к идее создания проекта Mamma Group?

— Это длинная история. Когда я занималась приемом, то заметила, что у многих женщин не было времени прийти и обследоваться. Даже если это бесплатная маммография, оплачиваемая государством. Ее полагается проходить раз в несколько лет женщинам от 50 до 60 лет. Кого-то заставляют, кто-то из-за страха идет. Но в основном многие загружены, работают, выплачивают кредиты. Поэтому лишний раз и отпроситься с работы не могут.

Потом так получилось, что я выезжала в командировку и на обратном пути вывихнула ногу. Пока месяца лежала дома в гипсе, поняла, что интенсивно работая в больнице, не замечала, как дети растут. Начала думать, какую пользу я могу принести государству, но в тоже время больше времени бывая с семьей. Тогда и решила открыть кабинет. Только встал вопрос о покупке портативного УЗИ-аппарата, чтобы иметь возможность проводить обследования. А потом я подумала, что в случае чего, на машине смогу выезжать в отдаленные районы, где не хватает специалистов. Поеду навстречу людям, чтобы они не тратили время и деньги на поездку в город.

— Какими были Ваши дальнейшие шаги?

— Стала узнавать, сколько стоит УЗИ-аппарат и думать, где взять деньги. Выяснилось, что дешевле 7 миллионов не купить. Когда я была в ДАМУ, мне сказали, что последнее слово за банком. Действительно, там не охотно дают деньги начинающим предпринимателям. Кредит можно взять под залог имущества. Я не захотела так рисковать. А потом встретилась с одним человеком, который рассказал мне о гранте в акимате. Выигрываешь и на безвозмездной основе получаешь 3 миллиона тенге. Главное только, чтобы проект был инновационным и полезным. Я подала документы, готовила презентацию и защитила свой проект. Где то в это время нашла УЗИ-аппарат компании Logic, который продавали примерно за 7 миллионов тенге, но в рассрочку, из-того, что один год он использовался для демонстраций. Я зацепилась за этот вариант.

— Как расшифровывается название Mamma Group?

— Mamma - это молочная железа, а Group — группа, которая выезжает и проводит осмотр. Мы только выходим на рынок. Пару раз у меня уже были выезды, когда нужно было проходить апробацию. Я побывала в «Казактелекоме» и еще в нескольких компаниях. Думала получится быстрее, но оказывается организационные моменты занимают так много времени...

— Как Вы считаете, почему Вам удалось выиграть грант акимата?

— Думаю, мой проект очень актуален. Рак молочной железы занимает первое место среди других онкологических заболеваний. Женщина в любом возрасте может заболеть, но пик заболеваемости приходится на 50-60 лет. Это коварное заболевание, потому что рак никогда не болит. Отсюда большое количество запущенных случаев. Когда метастазы пускают корни, остановить болезнь крайне трудно. Государству это очень дорого обходится. На первых стадиях рака молочной железы только на препараты и операции в среднем требуется 1 миллион 750 тысяч тенге. А уже на второй и третьей стадии доходит до 10 миллионов.

А продолжительность и качество жизни желает лучшего.

— Печальная статистика...

— Да, моим главным вкладом будет ранее выявление рака. Но я люблю доводить дело до конца. Поэтому, не брошу женщину при обнаружении у нее заболевания. Я знаю много квалифицированных специалистов. Буду рекомендовать. Если женщину прооперируют, она будет наблюдаться у меня на диспансерном учете.

— Сколько Вы планируете брать за свои услуги?

— Точно не заоблачные суммы. Если консультация маммолога стоит 5000 тенге, УЗИ - 3500 тенге, то я все сделаю за 6000 тысяч тенге с учетом расходов на бензин и на зарплату менеджеров. Насколько в экономическом плане пойдет дело, покажет время. Может быть мои расчеты слишком оптимистичны. Но так или иначе, главная цель не в этом. Финансы, я думаю, могут прийти отовсюду — со стороны государства, организаций.

— Как будет строиться Ваша работа с клиентами?

— Сначала менеджер будет приезжать к директору и рассказывать ему об услуге, о вариантах, которые существуют. Например, компания может подарить обследование женщинам к празднику. Или они сами проплатят. Потом уже мы приедем в удобное время, может быть в обед. Подготовим кабинет и будем приглашать по одному. На то, чтобы осмотреть одну женщину понадобится в среднем 30 минут.

— У вас большой опыт врачебной практики, но бизнес требует и других знаний. Вы как-то готовите себя к новому периоду в своей жизни?

— Вообще, чтобы получить грант, обязательным условием было прохождение двухдневной учебы. Она проходила с утра до вечера. Разные эксперты рассказывали, как работать с документацией, какие есть законы, объясняли что-то из маркетинга. Всего этого я не знала. Потом меня пригласили на «Бизнес-рост», где я познакомилась с разными людьми, топ-менеджерами, взяла визитки и сейчас с ними консультируюсь.

— Спасибо за интервью! Пусть у Вас все получится.