Начав свою карьеру в трудный постперестроечный период, она не только осуществила мечту миллионов на тот момент - создать собственный бизнес, но и сумела построить целую империю в сфере индустрии красоты, которая сейчас работает во всевозможных направлениях: от дистрибуции нишевой парфюмерии до возведения салонов красоты, спа-центров и роскошных department store. Успешная бизнес-леди, Наталия Исакова, рассказала L’Officiel о том, как сохранять баланс между работой и домом, что нужно знать о казахстанском потребителе и насколько важно постоянно учиться чему-то новому.


Наталия, вы глава крупнейшей дистрибьюторской компании нишевой косметики и парфюмерии, а также сети салонов красоты и заведений спа-индустрии. Скажите,с чего все начиналось?

Это был 1993 год. Индустрия красоты тогда в Казахстане только-только зарождалась, а понятия салона красоты, как такового, и вовсе не существовало, все находилось в зародышевом состоянии. Говорить о каких-то стартовых капиталах в то время было очень сложно. Люди, решившие открыть свое дело в 90-х годах, двигались буквально на ощупь – начинали по чуть-чуть и достаточно медленно, маленькими шагами. Моим первым опытом стало открытие небольшого салона красоты, в котором я сама же и работала косметологом. Этот момент и можно назвать отправной точкой в моей карьере.

Большую историю ваш бизнес ведет с момента образования компании Unique World’s Cosmetic в 2000 году. Каково было выходить на международный уровень и вести переговоры с представителями легендарных марок, когда Казахстан был малоизвестен на международной площадке?

Да, это правда. Поначалу многие люди путали нашу страну с Афганистаном, не понимая, где территориально мы располагаемся, не знали относить ли нас к Азии или к Европе. Поэтому мы были своего рода пионерами и первопроходцами, презентовавшими Казахстан мировому сообществу. Благодаря успешно проведенным коммуникациям, нам удалось открыть франшизы таких роскошных институтов красоты, как, к примеру, Ambassade de la Beaute, а также завезти лучшие бренды нишевой парфюмерии Creed, Amouage, Montaleи многие другие, никогда ранее не присутствовавшие на нашем рынке. Я всегда смело летала на встречи и отстаивала позиции Казахстана как достойной торговой площадки, что позволило нам совершенно одинаково развиваться с аналогичным бизнес-сегментом в других странах СНГ. Впоследствии у нас появились проекты, которых сейчас нет даже в России. Конечно, многие удивляются этому, в том числе российский бомонд, который начал задумываться о том, чтобы получать пакет уникальных косметологических услуг у нас.

Что стало вашей главной мотивацией для запуска подобного бизнеса?

Мне всегда была интересна эта сфера деятельности, ведь нести красоту людям подразумевает определенную культуру. Когда мы только открывались, философия нашей компании заключалась в желании научить женскую половину казахстанского общества ухаживать за собой, чувствовать себя красивыми и осознавать важность поддержания этой красоты. Мы бились за то, чтобы женщины понимали, что посещая салон красоты, нужно вносить вклад, инвестировать в себя и свой внешний вид, а не приходить механически раз в месяц ради стрижки или покраски. Сейчас мы работаем в этом направлении с мужчинами. В целом индустрия показывает неплохие тенденции роста, которые говорят о том, что наше общество осознанно занимается собой, имея определенный уровень культуры, и находится в хорошем, скажем так, европейском тренде.

Обычно люди жертвуют чем-то для достижения успеха в бизнесе. Чем приходится жертвовать вам?

Так и есть, если ты не будешь гореть, не будешь этим жить и не будешь отдаваться этому без остатка, у тебя ничего не получится. Должна быть сумасшедшая самодисциплина и самопожертвование. Я могу сколько угодно экономить на себе, на своем личном времени в пользу работы, но дети и семья – это то, чему я стараюсь уделять максимум внимания. У меня три сына, и забота о них требует очень большой энергии, поэтому я очень рада, что они поддерживают мою профессиональную деятельность. Очень часто, когда мне хочется побыть с детьми, я беру кого-то одного собой в рабочие командировки, и мы путешествуем вместе, заполняя тем самым пробелы в общении. Нужно научиться обыгрывать тяжелые и, казалось бы, безвыходные ситуации, чтобы не стать заложниками правил большого бизнеса.

Можно ли сказать, что на данном этапе вы достигли пика своей карьеры?

Я думаю, до пика еще далеко, я никогда не останавливаюсь, беспрерывно нахожусь в каких-то проектах, которые стремлюсь воплощать в реальность. Кроме всего прочего, я заряжаю других людей своими идеями! Так было в 2011 году, когда мы с помощью международных компаний создали потрясающий проект в Астане. Это был трехуровневый department store премиум-класса. Открытию предшествовал длительный подготовительный процесс, включающий создание философии, концепции магазина, а также разработку архитектуры и дизайна с местными и французскими специалистами. Мне даже пришлось пройти обучение в Лондоне по индивидуальной программе для эффективного управления department store и персоналом, потому что это действительно неимоверный труд. Человек, который постоянно чему-то учится, понимает, что он далеко не все сделал в своей жизни и ему предстоит еще познать огромное количество вещей.

Вы управляете огромным штатом сотрудниковКакие качества вы цените в работниках?

Любой человек вам скажет, что люди меня либо любят, либо нет. Почему? Я очень требовательный руководитель. Никому в моей компании не удастся отлынивать от работы. Многие думают, что никто не заметит, как они просто отсиживаются или выполняют работу не в полном объеме. Работая со мной, скрывать свои истинные профессиональные качества получится максимум 2-3 дня, после наступает период откровения. Я ценю в людях, прежде всего, желание работать над собой и развиваться, это самое трудное, что достается человеку. Если я буду видеть его стремление идти вперед, то какими бы неумелыми ни были его первые шаги, я всегда буду помогать и делать все необходимое для этого сотрудника.

Как проходит селекция ароматов для нашей публики и насколько капризны казахстанские покупатели?

Поначалу наша публика воспринимает все с высокой степенью осторожности. За рубежом я всегда говорю, что казахстанцы – это люди, которые имеют менталитет, отличный от других стран. Это люди, которым нужно высокое качество, но между тем и доверие к продукту. Обычно я замечаю что-нибудь на специализированных выставках, но чаще всего пытаюсь уловить тенденции, путешествуя по разным городам мира. В Нью-Йорке я всегда заглядываю в Bergdorf Goodman – это один из самых старых department store в США, такой же, как и исторический ГУМ в Москве. Также я смотрю, что имеется в наличии в Saks Fifth Avenue в Лос-Анджелесе, что пользуется наибольшей популярностью в Harvey Nichols в Лондоне, в Bon Genie в Женеве. Я стараюсь улавливать определенное настроение аудитории и моя мечта, на самом деле, запускать в Казахстане самые лучшие бренды одновременно со всем миром. Мы к этому стремимся, и у нас это уже получается.

А бывали моменты, когда вы не могли предугадать желания и спрос клиентов, неся при этом крупные убытки?Что вы предпринимали в такие моменты?

Безусловно. Во-первых, человек никогда не станет бизнесменом, если его финансовое состояние ни разу не подвергнется урону. Нужно уметь как зарабатывать деньги, так и терять их. Это, конечно, очень болезненный процесс, требующий огромной силы духа и, не побоюсь сказать, что мужчины подвергаются большему стрессу в такой ситуации, нежели женщины. Дело в том, что они всегда стараются с размахом отметить удачно сложившуюся сделку и с таким же размахом утешают себя при проваленном соглашении. Я стараюсь в бизнесе идти ровно, чрезмерно не радуясь, когда у меня что-то получается. Да, я довольна, но не более. Успех подгоняет меня работать с удвоенной силой, точно так же, когда ты что-то теряешь, чтобы восстановить прежний уровень. В бизнесе важен принцип неваляшки: если ты 200 раз упал, то тебе нужно 200 раз подняться, и на 201 дверь тебе точно откроется. Поэтому здесь важен всего один вопрос - сколько раз ты сможешь встать?

А какой ваш личный фаворит среди парфюма?

Это марка, которую мы привезли всего лишь год назад – Profumum Roma. Мы являемся единственными дистрибьюторами этого бренда на территории всего СНГ. Я очень долго уговаривала семью Дюранте дать согласие на распространение их продукции на территории постсоветского пространства, изначально они были категорически против этого. Причина – желание марки иметь высокую точечную представленность, достичь которой им казалось сложным ввиду отсутствия какого-либо контроля над этим рынком. Но мы как партнеры доказали им, что сможем сохранить их семейные ценности и обеспечить хорошие продажи. Этот бренд является флагманом итальянской парфюмерии. Он дает очень много энергии, силы и поддерживает тебя в течение всего дня. Это линейка ароматов, которая управляет миром.

Как вам удается поддерживать прекрасный внешний вид?

Это очень высокая дисциплина и, конечно же, большая работа над собой. Каждый день я делаю себе две маски, утром и вечером. Какой бы уставшей я не возвращалась после работы, никогда не отхожу от этого ритуала. Помимо этого, я всегда хожу на каблуках, как правило, это 12-14 сантиметров. Даже после 20-часового перелета не позволю себе выйти к клиентам в обуви на плоской подошве. Это мое внутреннее правило, которое требует неукоснительного соблюдения. Красота не приходит без железной воли. Любой человек красив, понимаете? Но необходимо поддерживать то, что дано Богом. Нужно уметь правильно взрослеть и красиво стареть.

Какой стиль одежды вы себе подбираете с вашим ритмом жизни?

Знаете, сегодня я могу остановиться на последней коллекции Chanel и быть классической, а завтра прийти в Philipp Plein и задать провокационный тон своему образу. Все зависит только лишь от моего настроения. Я не боюсь экспериментировать, могу примерять на себя любые луки, с легкостью менять прическу и макияж, воспринимая это так: Ок, сегодня я буду такой. Когда я попадаю в руки стилистов или визажистов, просто доверяюсь им. Бессмысленно надеяться на определенный, четко представленный в голове конечный результат, ведь их работа – это искусство, которое не поддается контролю. Я очень гибка в этом плане, но все же конечный выбор всегда остается за мной.

Чем вы вдохновляетесь?

Я очень большой перфекционист и все, что есть в мире высокого может меня воодушевить: начиная от картин великих мастеров в музеях до великолепно выполненных зарисовок уличных художников. Все, что сделано с любовью, очень правильно и качественно, западает мне в душу. Повторюсь, это может быть что угодно, даже обыкновенное здание в красивом окружении деревьев.