Айгуль Мукей, специальный контрибьютер L'Officiel Kazakhstan в Астане, встретилась с “Волшебником реальности”, “художником цифрового барокко”– как только не называют французского художника Жана-Франсуа Розье, который после долгих лет творческих исканий создал собственный жанр гиперфотографии. Он вдохновляется архитектурными сооружениями, фотографируя каждое здание сотни раз, а затем создает свою картину, демонстрируя зрителю совершенно уникальный и оригинальный взгляд на привычные формы.


Проект “Гиперфото” был создан Розье в 2002 году и вмиг покорил искушенную богемную публику. Его работы выставляются в различных международных институтах, таких как Фонд Анненберг в Лос-Анджелесе, Московский музей современного искусства, Дворец изящных искусств Лилля, Культурный ботанический институт Брюсселя, а также хранятся во многих частных коллекциях (коллекции Луи Виттон, Бернар Магрез, Версаля и др.). В 2016 году объектом творчества Жана-Франсуа стала столица Казахстана, покорившая его своей яркой урбанистикой, величаво и вопреки всем стереотипам возвышаясь посреди казахстанских степей. Жан-Франсуа приехал в Астану по приглашению компании SembolConstruction, которая построила для столицы самые знаковые здания: стадион “Астана-Арена”, Фонд и библиотека Первого Президента РК, Мечеть “Хазрет Султан”, пирамида Дворец мира и согласия, резиденция “Хан Шатыр” и многие другие. 20 февраля во Дворце мира и согласия торжественно состоялось открытие выставки “ГиперАстана”, на которую Жан-Франсуа прилетел прямиком из Парижа. L'Officiel Kazakhstan удалось поговорить с художником о цели визита, а также об его впечатлениях после открытия столичного вернисажа.

Вы посвящали свои работы Барселоне, Версалю, Рио-де-Жанейро, Баку… Какое у вас впечатление о нашем городе?

Мой рабочий приезд сюда, который был посвящен созданию фотографий Астаны, состоялся в мае прошлого года, и прошел отлично. Именно тогда я познакомился с городом поближе, понял его характер, узнал, какие тут жители. Каждый день я посещал множество зданий для создания фотографий. Программа была очень насыщенная: я делал от двух до трех часов съемки для каждого здания, а их вы увидели на выставке немало! Двери всех зданий Астаны для меня были открыты, меня принимали с большим теплом и энтузиазмом. Конечно, в первую очередь, хочется выразить благодарность компании SML, которая столь профессионально организовала мне комфортные условия для работы и творчества. Кстати, я посетил Астану сразу после возвращения из Бразилии, где работал над проектом Рио-де-Жанейро. Я сразу нашел сходство между этими двумя городами, это удивительно! Оба города построены практически на пустом месте и имеют очень продуманную планировку. В Астане я был поражен величиной пространств, шириной улиц и тем, как… дышит этот город. Для меня Астана – это утопия XXI века. Смесь архитектуры Востока и Запада меня очень привлекает.

Как вы начали работать именно в жанре гиперфотографии?

Я шел к этому жанру довольно долго – не мог создать его раньше, так как до этого развитие технологий не было на столь высоком уровне, как сейчас, что и позволяет создавать мне в работах причудливые образы и видения городского пейзажа. Могу сказать, что я фотографирую с самого детства, то есть практически уже 50 лет. В подростковом возрасте старший брат, часто посмеиваясь надо мной, допытывался: кем я хочу стать, какой след хочу оставить в истории? И однажды я прочитал где-то замечательную фразу, суть которой в том, что художник – это проводник в рай, который выступает посредником между райским и земным. Эта фраза крепко запала в мне в сердце и именно тогда я решил: да, я хочу быть художником!

Как прошло открытие, довольны ли вы впечатлением и реакцией публики?

Да, сказать честно, я даже почувствовал себя какой-то звездой в день открытия, очень много людей пришло, очень многие брали у меня автограф, просили сфотографироваться… У меня не было ни одной свободной минуты! Но это очень приятно. Я с благодарностью встретил такую реакцию, меня порадовало отношение к искусству жителей Казахстана. Казахстан стал первой независимой постсоветской республикой, которую я посетил. Как европеец, я абсолютно ничего не знал о “новом” Казахстане. Мне повезло встретить много казахов во время моего пребывания. Я могу сказать, что это красивые, гостеприимные и оптимистичные люди. Мне было очень приятно отметить, что в казахстанцах ярко чувствуется предпринимательский дух и, кажется, они обладают большой уверенностью в своем будущем.

Планируете ли вы вернуться в Казахстан?

Если честно, каждый день моего пребывания в городе был расписан просто по часам, и я многое не смог физически увидеть, посетить другие интересные места. Сейчас у меня появилось большое желание посетить Алматы, и у меня даже есть идея сделать фотографии города, добавив туда людей, хотя для моего творчества это не характерно, я всегда безжалостно удаляю их с фотографий (смеется). Скорее всего, дело в том, что азиаты показались мне очень красивыми. Поездка в Алматы – не запланированное мероприятие, пока это мое личное желание, связанное с впечатлениями от знакомства с Казахстаном… Надеюсь, ему суждено будет исполниться!