Признанный режиссер современного Казахстана, известный по картинам «Рэкетир», «Жаужурек мын бала», «Хакер» и «Дорога к матери», Акан Сатаев рассказал редакции La Gazzetta о главном отличии американского кино от отечественного, восприятии критики и «рецепте» успешного фильма.


Как вы начинали свой путь в творчестве?

Любовь к кино и искусству, в целом, привили мне родители. Они были ведущими актерами драматического театра в Караганде, на сцене которого сыграли почти всю отечественную и мировую классику. Почти все детство и юность я провел в театре. После школы около года работал на карагандинском телевидении в качестве ассистента режиссера, затем поступил на режиссуру в Академию искусств им. Т. Жургенова. В студенческие годы пробовал себя в качестве актера в фильмах «Аллажар» Калдыбая Абенова и «Жизнеописание юного аккордеониста» Сатыбалды Нарымбетова. Дипломную работу защитил рекламным роликом, отрасль которой начала развиваться после развала Советского Союза. Это стало началом моего опыта в качестве режиссера. В 2003 году я основал студию Satai Film, а спустя три года снял первую полнометражку «Рэкетир».

Как произошел переход от рекламных роликов к полнометражному фильму?

Заглядывая в прошлое, могу сказать: переход был органичным. На третий год жизни студии бюджет рекламных роликов достигал 150 000 долларов. Крупные заказчики внедряли международные стандарты, тем самым создавая для нас возможность учиться большему. Поэтому ко времени создания картины «Рэкетир» мы уже владели необходимыми навыками, вследствие чего правильно выстроили логистику производства фильма. Конечно, многие моменты мы адаптировали под стандарты кино, но в целом предыдущий опыт здорово помог нам в создании фильма.

Акан Каргамбаевич, расскажите о сюжете будущего фильма «Бизнесмены».

Фильмы «Рэкетир», «Районы» и «Бизнесмены» получились как части трилогии. Картина «Бизнесмены» повествует о первых людях, кто начал заниматься бизнесом после развала Союза. На фоне основной истории фильма будут протекать реальные события, которые происходили в стране в то время, поэтому и герои предстанут «реальные» – те, кто и по сей день являются яркими представителями нашей экономики. Мы снимаем «Бизнесмены» в рамках Astana Film Fund, который основали год назад. Первый фильм, который был произведен в рамках фонда – «Районы». Вторым фильмом станет картина «Она», мы планируем представить ее зрителям осенью этого года. Также мы готовим две картины, которые продолжат историю Astana Film Fund, где я выступаю в качестве продюсера. Дело в том, что одной из основных миссий фонда является поддержка молодых талантливых режиссеров и помочь им в реализации своих идей и творческого потенциала.

В чем секрет успешности сценария к фильму?

Сложный вопрос. Думаю, никто не знает однозначного ответа. Опираясь на свой опыт, могу сказать: так повелось, что почти все сценарии наших фильмов я доверяю бессменному Тимуру Жаксылыкову. Мы вместе работаем над идеей будущего сценария, обсуждаем, что-то переделываем, переписываем и спустя несколько черновых вариантов, когда вопросов к нашей истории не остается, переходим к финальной версии сценария. Корректировки в сценарий вносим также на стадии читки со съемочной группой, во время подготовительного периода. Когда бюджет позволяет, привлекаем скрипт-докторов (высококвалифицированный сценарный специалист, нанятый для доработки структуры сюжета – прим. ред.). Этот опыт мы практикуем с фильма «Жаужурек мын бала», также применили его для сценария картины «Дорога к матери» и «Хакер».В нашем случае скрипт-доктор – профессионал с богатым международным опытом,она подходит к сценарию с научной точки зрения. Во время работы над сценарием она убирает некоторых персонажей, правит диалоги и дает ценные советы по структуре. Для нас важно, что над сюжетом также работает иностранный специалист, это значит, что историю оценивает международный зритель. Тем не менее, окончательное решение всегда за нами.

Как вы оцениваете развитие отечественной киноиндустрии?

Население у нас составляет около 17 млн, в стране есть 270 кинотеатральных экранов, 9 млн отечественных зрителей в год. Рынок не такой большой, но по его объему мы находимся на третьей позиции после России и Украины среди стран бывшего Союза. Из года в год количество и качество отечественных фильмов стремительно растет. И особенно радует то, что они вызывают большой интерес у наших зрителей. Мы должны беречь это доверие, оправдывать его с каждой новой картиной. Это очень важно и более того, мы должны делать фильмы, которые имели бы большой потенциал для экспорта.

Вы снимаете полнометражные фильмы более 10 лет, как вы относитесь к критике сегодня?

Я приветствую конструктивную критику, к ней надо прислушиваться и действовать дальше. Критика всегда была, есть и будет, пока существует искусство. Хорошая критика – это не голый сарказм, ничего не значащие высокопарные фразы или пара нецензурных выражений. Это глубокий анализ произведения на базе фундаментальных знаний. Уверен, критика должна быть созидательной, двигать вперед, помогать и вдохновлять людей творческих профессий.

В чем формула успешного фильма, который можно экспортировать на мировой рынок?

Эх, если бы я точно знал ответ на этот вопрос (смеется)! Совокупность всех составляющих кинопроизводства от А до Я: это идея, сценарий, бюджет, команда, кастинг и многое другое. В создании фильма важна каждая деталь. Например, ошибочно мнение, что весь фокус направлен на главных персонажей, маленьких ролей не бывает – ведь если эпизодические роли сыграны плохо, это может испортить всю сцену и усилия команды. Поэтому нет определенного рецепта успеха, каждая картина неповторима своей идеей, реализацией, которая словно по крупицам собирается из мельчайших, не менее важных элементов.

Расскажите о съемках фильма «Хакер», что больше вас впечатлило?

Это был грандиозный опыт. Я до сих пор под впечатлением от всего, что увидел и впитал там. Ведь Америка – страна, где кино уже давно существует как отдельно развитая мощная отрасль. Работа над одним фильмом в Штатах в соприкосновении с местными профессионалами может обучить как целая академия искусств. Был удивлен, воочию увидев весь механизм американской киноиндустрии. В процессе работы над картиной каждый человек в команде как винтик, без которого вся конструкция потерпит крах. Четкое понимание задачи и реализация каждого исполнителя обеспечивает своевременный результат без шума и споров.

Элементарно, каждая серьезная кинокартина перед запуском должна быть застрахована. К примеру, однажды в Торонто, в один из съемочных дней произошло резкое обледенение, мы не могли продолжать съемки. Страховые агенты очень четко среагировали, объяснив, что компания возместит весь день, если мы остановим съемочный процесс. Цена вопроса была более ста тысяч долларов! Не менее влиятельна активная работа гильдии специалистов кино, которые регулирует производство фильма. Это очень дисциплинирует всех участников, вплоть до процесса, питания, отдыха и т. д. Безусловно, я пропитался уважением к американской киноиндустрии, имея возможность погрузиться в процесс производства лично.

В таком случае, есть разница между работой с отечественными и иностранными актерами?

В целом, актеры везде одинаковые. Отличие в том, что в Америке работа с актерским составом более упорядочена, каждая деталь прописана и юридически заверена. Один простой пример: если актеры должны задеть друг друга плечом в кадре, то это равноценно трюку и ты должен доплачивать им как каскадерам первой категории. Также есть момент, что режиссер не может давать указания напрямую актерам эпизодических ролей и массовых сцен. Иначе юридический статус этих актеров повышается и студия обязана будет увеличить их гонорар. Все эти моменты очень четко отрегулированы гильдиями и все проходит по этим правилам. Как бы мне ни хотелось ставить задачи всем и вся, меня всегда с улыбкой останавливал продюсер и второй режиссер. Но с другой стороны, в этом были плюсы – это оптимизировало время всей команды.

На какой стадии работа над картиной о великой Томирис?

Сейчас мы в подготовительном периоде, разрабатываем сценарий, работаем с историками-консультантами, готовим эскизы декораций и костюмов, готовимся к кастингу и выбираем локацию. Предстоит грандиозная, кропотливая и интересная работа.

Самое главное в работе над фильмом – правильное, внимательное планирование. Идут переговоры с иностранными партнерами. Основная часть съемок будет проходить в Казахстане, некоторые эпизоды мы планируем снимать в Марокко, в известном павильоне, где были сняты фильмы «Гладиатор», «Александр».

Что вы для себя извлекли, работая над картиной «Дорога к матери»?

Мы должны ценить сегодняшний день и быть благодарны нашим предкам, которым пришлось пройти через страшные муки и испытания. Не дай Бог нашему поколению почувствовать подобное на себе! Большие человеческие драмы не имеют границ. Мы показали эту историю не только в отечественных кинотеатрах, но и в России, Таллине, США, Италии и в некоторых странах СНГ. В каждой стране люди воспринимали нашу историю как общечеловеческую драму, а не как политизированную агитку. Мы не делали акцент на политических аспектах истории, не искали правых и виноватых. Видимо, поэтому наш фильм нашел отклик в сердцах зрителей, вне зависимости от национальной принадлежности и географического положения.

А в профессиональном плане фильм придал мне уверенности в том, что мы можем реализовать большие, масштабные проекты.

О чем вы мечтаете снять фильм?

Мне, слава Богу, по сей день везет с идеями наших фильмов. И сейчас мы работаем над несколькими проектами, которые очень интересны для меня и, надеюсь, будут интересны зрителям. Мы приложим максимум усилий для реализации этих идей. Нам важно приносить пользу обществу каждым своим фильмом. Начиная с первой картины, мы преследуем цель быть полезным для зрителя. А если о мечтах, то их много, пусть пока они останутся при мне.

В последние годы многие фильмы озвучены на казахский язык. Что можете сказать об отечественном дубляже?

Я очень рад, что у нас появилась студия, которая производит отечественный, качественный дубляж. Посмотрел несколько американских и российских фильмов на казахском языке и могу сказать, что прогресс в этом деле не стоит на месте. Я верю в то, что в ближайшее время мы сравняем качество с признанными студиями дубляжа. Профессиональное озвучивание кинокартин на казахский язык необходимо, это однозначно, ведь у фильмов на казахском языке есть свой зритель и огромный потенциал для роста в этом направлении.

Бывает ли у вас период спада и умиротворения, когда вы оставляете режиссерское кресло?

Я получаю огромное наслаждение от своей работы. Мне очень повезло с выбором своей профессии. На съемочной площадке я ощущаю себя очень комфортно, что даже заметно тоскую по съемкам на стадии монтажа. Для меня это самый интересный период. Тем не менее, временами ловлю себя на мысли о том, что хотел бы проводить больше времени с семьей, детьми. К счастью, успешно балансирую между работой и досугом. Иногда уделяю время одиночеству. Все знают, это необходимо для каждого творческого человека.

Ваша дочь Марйам сыграла главную женскую роль в фильме «Районы». Каково было работать на съемках отцу и дочери?

Мы долго искали актрису на эту роль. На пробах было много участников и немало этапов для утверждения. Марйам достойно прошла все этапы проб, и в финале мы коллегиально утвердили именно ее. Далее, во время работы на съемочной площадке, я старался не думать о том, что в кадре моя дочь. Требовал от нее 100%-ой отдачи. И она не подвела мои ожидания, прекрасно справилась с ролью Дины в нашей истории. На самом деле, в этом фильме снялись все мои дети: Азат, Марйам, Аиша, Хадиша, Ильяс. Кто-то играл роль, а кто-то был в эпизоде. Все пятеро у нас очень творческие и артистичные.

Поделитесь ближайшими творческими планами.

Как я уже говорил, мы на пороге съемок фильма «Бизнесмены», идет подготовительная работа над большой исторической картиной «Томирис», где генеральным продюсером будет Алия Нурсултановна Назарбаева, начали подготовительный период к фильму о нашем Президенте и нашей столице как продолжению киноэпопеи «Путь лидера». Планируем выпустить эти фильмы в 2018 году. В рамках Astana Film Fund запускаем несколько режиссеров с их авторскими проектами, один из них известный Адильхан Ержанов – призер многих международных фестивалей. Осенью планируем премьеру и релиз фильма «Она», где главную роль сыграла известная актриса Айсулу Азимбаева. Также активно продвигаем наши имеющиеся фильмы на всевозможных ресурсах и международных площадках.

Представляем новый выпуск La Gazzetta Parmigiano Group, в котором вы найдете интервью с Аканом Сатаевым, а также вас ждут паназиатский сет от именитого шефа Маму, вся правда о морепродуктах и проект о правильном сбалансированном питании вместе с Simple&Fresh. Также вас ждет спецпроект Astana Watch Club, в котором вы познакомитесь с самыми громкими новинками как Kazakhstan Black TI от Designa Individual, Oris Aquis Aral Sea Kazakhstan Edition, Dewitt Kazakhstan 7 Black Edition и Girard-Perregaux Turkistan Special Edition.