Известный актер и предприниматель Ануар Нурпеисов рассказал редакции lofficiel.kz об уязвимости казахстанских актеров, отношении к родному языку и ценностях ныне существующих традиций.


Вы реализовываете себя в индустрии кино, общественной деятельности и бизнесе, но что вам ближе всего?

Сейчас я больше бизнесмен и видеоблогер. Если честно, для меня сегодня понятие "общественный деятель" кажется довольно размытым, ведь бизнесмена таковым тоже можно называть, – он создает рабочие места и развивает отрасль. Когда ты занимаешься делами, которые касаются не только тебя, это уже определенная ответственность перед другими. На сегодняшний день актерская деятельность для меня, скорее, как хобби.

Вы планировали выступить как режиссер, сейчас вы отдаляетесь от индустрии кино?

Я не отказался от желания стать режиссером. Однако не хочу снимать кино будучи не готовым. Сейчас я проживаю тот этап жизни, когда оттачиваю режиссерский "взгляд": как то или иное должно выглядеть в кадре, изучаю драматургию. Для того, чтобы написать хороший сценарий, нужно прочитать, как минимум, 100 книг с хорошим сюжетом. Те же самые диалоги, образ и психология героев. До начала проекта необходимо собрать как можно больше информации, не хочу оперировать ограниченными ресурсами, ведь кино – это сублимация всех знаний. Я не отношусь к категории творческих людей, которые творят ради того, чтобы просто творить. Я считаю, что любое творчество должно подталкивать человека на определенные мысли и действия, либо просто вдохновлять. Поэтому все, что я делаю, имеет какой-то смысл для меня. Идея первой картины уже сформирована в голове. Сюжет будет посвящен актуальной теме на все времена – преображению себя, как внутренне, так и внешне. Все изменения в жизни человека начинаются с недовольства собой, в любом возрасте каждый из нас приходит к пониманию того, что "пора что-то менять". Я бы хотел рассказать об этом.

Какое действие или отношение режиссера вы считаете несправедливым?

В коммуникации киноиндустрии есть как плюсы, так и существенные минусы. К примеру, актерская гильдия в нашей стране не защищена, и у этого есть свои неприятные последствия. Режиссер может за день до начала съемок утвердить актера на роль, в любой момент его "срезать". Казахстанские актеры не могут оперировать суммой гонорара, ведь исполнителей больше, чем ролей.

На какого режиссера вы бы равнялись?

Ни на кого. Знаете, если бы Паоло Соррентино снимал также, как Джеймс Кэмерон, то он не стал бы Паоло Соррентино. Режиссер – человек с индивидуальным видением и стилем повествования. Он должен найти свой способ общения со зрителем, а способ равняться на кого-то может ослепить талантливого режиссера и отвести его с того пути, в конце которого он пришел бы к истине.

Вы впервые исполнили роль отрицательного героя в картине "16 қыз", какие у вас сложились впечатления после премьеры фильма?

Я сразу скажу, что недоволен своей игрой в картине "16 қыз". Как бы я не говорил, что хорошо знаю казахский, он не является языком, на котором я думаю. Это дало о себе знать в моей речи в исполнении роли – я не сыграл в полной мере. Понимаю, что если бы фильм был на русском языке, моя игра была бы лучше.

Вы планируете улучшить речь на казахском языке?

Тот или иной язык я использую по необходимости, не испытываю к языкам идеологическую привязанность, наподобие "Я должен любить, потому что я казах". Я люблю тот язык, который помогает мне коммуницировать. Для меня нет смысла вести политическую пропаганду в отношении языка, как инструмент влияния на его носителей.

Какое у вас отношение к национальным традициям?

Традиции есть необходимые, полезные, которые повествуют особенности нашей культуры. Неизвестно, сколько традиций затерялись во времени, ведь это нормальный процесс модернизации. Те обычаи, которые сейчас существуют носят в себе огромный смысл, именно поэтому они сохранились. Предположим, что 50 лет назад красть девушку было уместным, а сейчас это карается законом, несмотря на то, что в некоторых регионах это все еще актуально. Если раньше игра "кокпар" (национальная конная спортивная игра, во время которой всадники борются за тушу козла – прим.ред.) была забавной традицией, то сегодня это игра извергов. Некоторые обычаи пришли извне, некоторые были дополнены по необходимости.

За какими качествами и ценностями стоит будущее Казахстана?

Во-первых, мы должны признаться себе в том, что есть множество проблем, с которыми нужно работать. Потому что каждый из нас это представитель общества. Можно прожить, не замечая пробелы, а еще страшнее, осознавать их и ничего не делать, прикрываясь тысячей отговорок. Это касается не только народа, но и в целом политики. Я думаю, что если бы в нашем государстве была бы обратная точка зрения на свои действия, возможно мы бы жили бы сейчас в другой стране. Наше развитие не двинется с места без критичного отношения к вопросам. Во-вторых, мы должны не боятся ломать культурный код. Мы ведь так закодированы, что даже не в ТОР-50 развитых стран. Культурный код поддерживает наше будущее в его нынешнем состоянии. Мы просто будем передавать наши знания будущему поколению. Будут меняться гаджеты, качество дорог, но глобально ничего не изменится, пока концепция мироощущения, взаимодействия с жизнью, природой и людьми остается неизменной. Я знаю тысячу примеров того, как наши соотечественники выходили из рамок культурного кода по воле судьбы или сильным характером и становились другими. Но пока это всего лишь тысяча.. но есть миллионы, которые продолжают жить устоями своих предков. Поэтому нужно мощное форматирование диска коллективного сознания. Самое главное в жизни – не бояться. Не знаю, с каких пор казахи стали пугливым народом... История повествует об отваге казахов, которые отвоевали столько земли и дали джунгарам мощный отпор. А сейчас мы пятимся от такого мелкого вызова, как изменить себя и свою жизнь.

Ваша страница в Instagram пополняется постами походов в горы и другие города страны, вы занялись развитием внутреннего туризма?

Горы – неограниченный ресурс энергии и вдохновения. Любовь к ним привил мне дедушка. Каждое лето мы выезжали в Баянаульский национальный парк в Павлодаре, часто ходили в горы, где я осознал грандиозную пользу походов на сознание и здоровье человека. Недавно достиг высоты 4376 км – это просто невообразимая красота! Покоряя вершины, осознаешь, что все страхи и сомнения остаются внизу, и важно только "сейчас".

Что на счет поездок в другие города?

Сейчас мы запустили интересный проект, идею которого давно вынашивали в голове. Единственным ограничением было отсутствие партнера. Звезды сошлись и мы сейчас развиваем видео проект по продвижению узнаваемости регионов нашей страны. Недавно я посетил пещеру "Ақ мешіт", должен сказать, последний раз меня так впечатлил Сингапур. Я поражен, что мы не знаем о таком удивительном месте. Наш проект станет ориентировочным для внутреннего туриста, и поможет ему составить план маршрута в поисках новых впечатлений. Таким образом мы стремимся рассказать и соседним странам о замечательных локациях для отдыха в Казахстане.

Пост Ануара на личной странице в Instagram: @anuar_nurpeisov

Расскажите, пожалуйста, о шахматных школах и их развитии.

В шахматном бизнесе я уже более двух лет. Будущее населения за образованием сегодняшнего поколения. Наша школа сейчас развивается достаточно стремительно, за два года открыли третий филиал. Мы начали с академии Жансаи Абдумалик, после которого появился chess hall – турнирный зал. Сейчас в Алматы занимаются около тысячи детей, более половины из которых ученики наших школ. Мы планируем расширять границы, открывая филиалы в других регионах.

Какие изменения за детьми вы наблюдаете?

Шахматы – тренажер формирования интеллектуального потенциала. Я вижу, как дети меняются за три месяца: учатся принимать правильные решения путем терпения и достаточного осмысления ситуации. Для будущих менеджеров игра в шахматы – это must have. Шахматы учат правильному алгоритму движения – "сначала подумай, потом делай шаг". Будучи ребенком он уже понимает, что нужно продумывать несколько шагов вперед, не то он всю жизнь будет слепо проигрывать.

Вы говорили о феномене красоты будучи судьей конкурса "Мисс Казахстан". По-вашему, когда сегодняшний культ красоты сойдет с пьедестала?

Я не могу судить истину и не имею права делать выводы о том, "Красивый ли человек стоит передо мной?". Тенденцию красоты диктуют заинтересованные лица, к примеру, цвет сезона выбирают по причине того, что в цехе залежались материалы определенного цвета – это метод сбыта. Красота – это иллюзия. Девчонки думают, что если увеличат размер груди, то все мужчины будут виться вокруг них. В итоге, сегодня они массово решаются на фейковые ресницы, силикон и ботокс. Девушка идет на такой шаг дабы бить по пути наименьшего сопротивления. Но все это действует ровно до общения и знакомства с внутренним миром собеседника.

Опишите интеллектуальные, духовные, физические качества вашей будущей избранницы.

Безусловно, моя будущая жена должна обладать чувством юмора, это удел интеллектуалов. Меня мотивирует человек, который постоянно находится на пути развития. Прокачивание себя и своих навыков в какой-то области создает почву для общения и обмена информацией. Мышление моей будущей жены должно быть пытливым, любопытным и мы вместе находились бы в поисках ответов на самые важные вопросы жизни. Она должна заниматься спортом, минимум бегом. Если моя спутница не бегает, то со временем и я перестану. Она не должна бояться физических нагрузок, покорять горы, путешествовать по разным странам. Мой человек не будет брезговать ночевкой на природе. Одним словом, я бы хотел видеть в ней свое отражение.

Вы муж, который не притронется к плите или человек, который не считает это зазорным?

Ни в коем случае не считаю это зазорным. Это же все условности. Женщину я не рассматриваю как хозяйку или менеджера кухни. У нее могут быть свои увлечения и предметы страсти, а готовкой и уборкой на кухне могут заниматься оба.

Поделитесь кратко- и долгосрочными планами.

К краткосрочным планам относятся написание сценария, снятие фильма и открытие филиалов шахматной академии по всей стране. Также хочу развить интересный проект на youtube. Первый – это «Имею мнение», второй это «7 причин сорваться в любую точку мира". В этой жизни многое я понял через туризм. Сейчас ценности молодежи ограничены отдыхом в клубе и барах, потягивая кальян. Хочу, чтобы молодые ребята не боялись и открывали для себя мир, не ограничиваясь только домом, работой и кабаком. Если говорить о долгосрочных, конечно, нужно обзавестись семьей, но это то, что я не могу планировать. Знаю лишь точно, что практически готов к семейной жизни. Сейчас мне остро необходимо уехать в иную страну, получить образование, прокачаться и вернуться с огромным потенциалом к upgrade. В детстве очень сильно обвинял судьбу в том, что родился в этой стране без света и газа, где одним из деликатесов было масло «Рама» (смеется). Позже я понял, что ничего не бывает зря, и родился я именно в таких условиях, чтобы их улучшить. Жизнь такова, мы всегда меняемся.

Вы готовы быть чьим-то наставником?

Наставничество это очень большая ответственность, но можно сказать, что в определенных направлениях я мог и хотел бы этим заниматься. Водить группу в горы – это тоже наставничество. Сегодня мы живем в уникальное время. Если раньше одного наставника хватало на 50-60 слушателей, сейчас я могу влиять на десятки тысяч людей, которые смотрят stories, чекают ленту и читают посты. Это и есть коэволюция, когда все влияют на процесс развития. В любом случае передача знаний – это самое ценное, что можно оставить следующему поколению.

От какой своей ошибки вы хотите отвести молодежь или будущего ребенка?

В первую очередь, нужно понять ценность абсолютного хладнокровия. Моей ошибкой было постоянное ожидание чего-то большего. Мы часто создаем наполеоновские планы и возлагаем надежды. Разочарование бьет больно, ведь это несоответствие наших ожиданий о человеке и власти с реальностью.

Какой вы бы хотели сделать призыв?

Я не хочу испытывать чувства стыда перед своими детьми, что в очередной раз мы упустили свою возможность. Я бы хотел призвать свое поколение быть смелее и решаться на грандиозные изменения как в себе, так и в своей жизни.

Фото из личного архива Ануара Нурпеисова.