Абсолютная женственность — именно такими словами хочется выразить первое впечатление об Алине Алимжановой-Джалимбетовой. Более 15 лет назад она была одной из самых успешных казахстанских моделей, была признана лучшей моделью Kazakhstan Fashion Week, потом исчезла из поля зрения, а в 2017 году открыла модельное агентство в Австралии. Героиня обложки новогоднего номера рассказала L'Officiel о детских воспоминаниях, издержках профессии модели, жизни в эмиграции и открытии небезызвестной казахстанской франшизы.


Сегодня вы запускаете филиал известного казахстанского агентства Andres в Австралии. Что стало поводом для открытия?

О тонкостях процесса открытия франшизы Andres я рассказывать не стану, поскольку это долгая отдельная тема, более того, она станет темой другого интервью. Но подтолкнули меня к этому ряд достаточно бытовых ситуаций. В Астралии, где я живу, модельные агентства стали предлагать мне работу подиумного тренера. Я начала работать для души, но в какой-то момент возникла мысль: «А почему бы не открыть собственное агентство?». С чем-то родным, патриотическим у меня всегда ассоциировалось известное агентство Andres. Я предложила его генеральному директору в Казахстане Евгению Коновалову стать моим бизнес-партнером в Австралии, и он согласился. Ведь мы всегда были и остаемся с ним в великолепных, дружеских отношениях. Много лет назад вместе стояли у истоков создания Andres. Поэтому к консенсусу пришли очень быстро.

Какова специфика австралийского рынка?

Учитывая тот факт, что Австралия является многонациональной страной, на рынке востребованы модели со всех уголков планеты. Но австралийский рынок по-своему специфичен. Например, в мировой подиум-практике моделей просят не выражать эмоций и быть нейтральными, в Австралии же дизайнеры часто просят моделей работать на публику: улыбаться, кокетничать, быть энергичными. Около 3—4 лет мне потребовалось на изучение рынка. Поработав моделью, я стала частью всего этого.

Неужели ниша модельного бизнеса Австралии располагает местом для Andres?

При должной организации бизнеса и при наличии определенных конкурентных преимуществ, я уверена, мы займем свою нишу. Особенно сейчас, когда модельный бизнес там активно развивается. Весомым преимуществом Andres остается долгая и успешная работа на рынках Средней Азии и СНГ, а также накопленный опыт работы с зарубежными агентствами и клиентами. Более того, Andres обладает высоким, по западным меркам, уровнем подготовки моделей, и все благодаря наличию при агентстве школы. Это и будет отличать нас от других, ведь в Австралии практически нет аналогов. Все ждут готовых профессиональных моделей, но никто не готовит их. 

Алина, каким было ваше детство? Расскажите о самых ярких воспоминаниях о нем?

Это самая счастливая и нежная пора в жизни человека. Родилась я в Алма-Ате, на улице Тулебаева, в профессорской семье. Мой отец, Алимжанов Муратбек Турлыбекович был одним из самых молодых докторов технических наук Казахстана. Докторскую диссертацию защитил в возрасте 33 лет в Академическом городке Новосибирска. Большое количество времени я провела в стенах Академии наук, в Институте математики и механики. Лет с трех меня активно привлекали на все академические праздники и мероприятия, где я пела романсы и танцевала. Так, я впервые познакомилась с творчеством Александра Вертинского, Булата Окуджавы, Юрия Визбора. В общем время, проведенное в стенах Академии наук, было самым счастливым и беззаботным. Я всегда была маленькой принцессой, находясь в центре внимания всех папиных коллег. Помню, что я наотрез отказывалась ходить в детский сад, жутко капризничала, сопротивлялась. Настаивала взять меня с собой на работу и под обещание хорошо себя вести папа сдавался. Однажды, выходя из своего кабинета, папа указал на огромную стопку бумаг и строго наказал ее не трогать, это было чьей-то докторской диссертацией. Несмотря на то что в кабинете было много других папок, я, оставшись наедине с этой особенной, забралась на подоконник и стала разбрасывать листы, напевая песню Нани Брегвадзе «Снегопад». Я старалась сделать так, чтобы весь пол кабинета был покрыт бумагой. До сих пор помню тот момент, когда папа вернулся, открыл дверь и, увидев всю картину, молча ее закрыл. Целый день я наблюдала как человек шесть собирали по нумерации страниц каждый листик из этой папки. За всю жизнь отец ни разу не повысил на меня голос, за что я ему очень благодарна. Я была уверена, что когда вырасту, обязательно стану ученым, даже не думала, что бывают другие профессии.

О чем вы тогда мечтали?

Мне не свойственно мечтать, я привыкла планировать, ставить цели и достигать их.

В какой момент вы решили связать свою жизнь с модельным бизнесом?

Я ничего не решала, это случилось по воле судьбы. Девочки из школы пошли на кастинг и позвали меня с собой. Конкурс «Мисс Казахстан 98» тогда имел большой резонанс, его освещали чуть ли не во всех СМИ. К тому же это был один из первых конкурсов. Я его успешно прошла, получив титул вице-мисс Алматы, попала в финал и получила титул «Мисс Пресса». Позже организаторы сказали: «Мы бы дали тебе титул “Мисс Казахстан”, но поскольку тебе только исполнилось 14 лет, это противоречит правилам. У тебя все впереди». Там же мне и предложили стать моделью агентства Andres.

Вы верите в судьбу или считаете, что человек сам предопределяет свое будущее?

Когда я интересовалась этим вопросом, то познакомилась с исследовательскими работами британского физика, теоретика и экспериментатора Макхоя Майлза, а также франко-американского математика, создателя фрактальной геометрии Бенуа Мандельброта. Интересные исследования этих ученых наводят на мысль о том, что окружающая нас реальность происходит в сотворчестве с неким Высшим началом, Абсолютом. И в этом, как мне кажется, есть большая доля истины. На мой взгляд, каждый человек сам вершит свою судьбу, но лишь в тех пределах, которые отведены ему тем самым Высшим началом.

С какими трудностями вы столкнулись, став моделью?

Как и в любой другой сфере, в модельном бизнесе есть определенные трудности, поскольку профессия модели достаточно публична. Здесь не приветствуются жалобы. Сложно приходилось тем, кто, не зная иностранного языка, отправлялся работать за границу. Банальных трудностей очень много, таких как: нездоровая конкуренция, конфликтные ситуации, эмоции, юный возраст моделей, не говоря уже о таких мелочах как аллергия на косметику, одежда и обувь не по размеру. Более того, существует много соблазнов, которые могут помешать самореализации и работе.

Вы работали не только в Казахстане и России, но и в ряде европейских стран. Где наиболее комфортные условия?

Все очень индивидуально. Требования в целом везде одинаковые: приходить вовремя на кастинги, успешно их проходить и в дальнейшем следовать требованиям дизайнера. Разница ощущается в культуре общения, подходу к организации мероприятий и, соответственно, в размере оплаты труда модели. Наиболее комфортные условия, как мне кажется, в ведущих странах западной Европы. Мне понравилось в Стокгольме.

Через какие собственные принципы и убеждения вы ни за что не переступили бы в своей работе?

Как известно, в модельном бизнесе есть много соблазнов, которые нередко связаны с вопросом нравственности. Поэтому, чтобы избежать неверных решений, важно иметь твердые принципы, убеждения, которые помогали бы формировать уважение к себе как личности, безупречную репутацию и строить успешную во всех отношениях карьеру. Соответственно, у меня есть ряд принципов, вопреки которым я никогда не поступлю. Порядочность, во всех смыслах этого слова, честность, ответственность. Как говорили мои старшие родственники: «Авторитет можно зарабатывать всю жизнь, а потерять за пять минут».

Какова цена титула вице-мисс Казахстан? Специфика работы на конкурсах красоты преимущественно отличается от стандартной работы модели?

Цена титулов в прямом смысле слова была большая. После того, как я завоевала титул вице-мисс Казахстан в 1998 году, меня на пешеходном переходе сбила машина с пьяным водителем за рулем. Я получила дробно-оскольчатый перелом двух костей голени со смещением. Мне повезло, что операцию провел лучший хирург, профессор Кизат Дюсембаев, который в течение суток буквально собирал мою ногу по косточкам, установив аппарат Илизарова.

Многие думали, что с моей модельной карьерой покончено. Многие, но не я. После долгих и мучительных месяцев постельного режима мне пришлось заново тренировать мышцы и учиться ходить. Но, несмотря на все трудности, восстановив силы, я выиграла престижный в то время титул «Мисс “Русское Радио Азия”», который присваивали в рамках конкурса «Мисс Казахстан 2000». Тогда меня отметили члены независимого жюри в лице Александра Пряникова и Юлии Меньшовой, пригласили на гранд-финал в Москве, где я получила титул «Мисс Экзотика» и контракт на работу. Что касается специфики работы на конкурсах красоты, то она существенно отличается от стандартной работы модели: тренировками, хореографией, форматом проведения, предварительной съемкой и самой атмосферой. Отмечу один факт, что уже при первой встрече среди всех участниц конкурса, как правило, выявляются две-три претендентки на победу. Остальные участницы психологически с этим соглашаются и просто, иными словами, рады участию. На сегодняшний день я нередко являюсь членом жюри ряда австралийских и даже новозеландских конкурсов красоты. 

По-вашему, какими качествами следует обладать каждой девушке?

Я понимаю, что сейчас актуальна проблема гендерного неравенства, и, тем не менее, на мой взгляд, есть такие качества, которыми должна обладать только девушка: она не должна забывать о своем женском начале. О том, что она дочь, сестра, мать и жена. В нашей культуре женщина является хранительницей домашнего очага во всех смыслах этого слова, и это накладывает большую долю ответственности, которой не стоит пренебрегать. А вот касательно фундаментальных человеческих качеств меня всегда привлекали в людях порядочность, ответственность, честность.

Что явилось главной причиной вашего переезда в Австралию несколько лет назад?

Причин, которые к этому решению подвели очень много. Солнечный континент с неописуемо красивой природой: бесконечные архипелаги Большого Барьерного рифа с отчаянным буйством яркой подводной жизни, бесконечные пляжи, манящие серферов волнами, и удивительные животные. Штат Квинсленд стал самым заманчивым и очаровательным местом не только для отпуска, но и для жизни. Здесь прекрасные климатические условия, неописуемой красоты пейзажи, а также все возможности для самопознания и развития собственного бизнеса. Скажу просто: едва сойдя с трапа самолета, мы с мужем друг друга поняли без слов: Брисбен — наш город.

Что поначалу сильно удивляло в Австралии?

В Австралии есть ряд законов, которые для нас могут показаться абсурдными! Например, запрещен ввоз семян любой растительности. Многие северные растения агрессивны. Когда их высаживают на территории солнечной Австралии, они убивают всю местную растительность и, соответственно животные, которые привыкли питаться лишь австралийскими растениями, сильно страдают. Кроме того, запрещен ввоз любых необработанных деревянных изделий. Они проходят строгий карантин и обработку при необходимости, прежде чем их допускают в Австралию. Смешная история была у нас с перьями, которые так же необходимо декларировать перед ввозом на территории Австралии. По случаю планируемого выступления я везла своей дочери казахский национальный костюм. На макушке саукеле были перья. Прямо на границе все изъяли. Я уже смирилась с тем, что головной убор останется без перьев. Однако через несколько месяцев я получила посылку, где было сказано, что все продезинфицировано и может быть использовано по назначению (смеется). 

Говоря о трендах модельной внешности, какой типаж, на ваш взгляд, наиболее востребован сегодня?

Мне кажется, сейчас наиболее востребована андрогинность. В глобальном смысле гендерно-нейтральное направление моды становится все сильнее. Но тут надо сделать следующую оговорку: в каждой стране так или иначе есть свои предпочтения и культурные «стереотипы». В связи с очень тесными торговыми связями между Австралией и Китаем, наблюдается тенденция в росте интереса к азиатскому типажу. Мы будем с удовольствием привлекать казахстанских коллег-моделей для работы в Австралии.

Какие профессиональные рекомендации можете дать тем, кто только начинает развиваться в сфере моделинга?

В первую очередь нужно постоянно работать над собой. Сегодня недостаточно просто быть красивой. Нужно иметь хорошее дефиле, уметь позировать, не забывать о образовании, а также постоянно работать над улучшением навыков. Кроме того, нельзя забывать о важности быть популярной в социальных сетях. Большое количество подписчиков определенно может помочь в карьерном продвижении, лучшей узнаваемости и получении большего числа контрактов. 

Что в последний раз довело вас до слез?

Я была растрогана, когда я узнала, что мои дети на протяжении долгого времени самостоятельно копили деньги. чтобы к моему дню рождения, купить мне в подарок мой любимый парфюм и цветы. От осознания того, что они уже такие взрослые, самостоятельные и заботливые я испытала бурю положительных эмоций.

Алина, у вас есть страхи?

Я ничего не боюсь, меня учили этому с детства. Страх возникает лишь тогда, когда ты не можешь контролировать ситуацию.


Текст: Олеся Шапошникова

Фото: Валерий Димов

Ретушь: Дмитрий Никифоров

Продюсер проекта: Роман Александров

MUAH: Камила Нуранова @_makeupkamila_

Hair: Салон красоты Balisard @balisard