Рассказать за три с небольшим минуты историю страсти и предательства, любви и разочарования, ненависти и прощения. Казалось бы, что может быть труднее? Но избранным, глубоко небезразличным и безмерно творческим людям это все же удается. К одной из таких персон можно отнести украинского клипмейкера и продюсера Алана Бадоева, известного по работе с Максом Барских, Ларой Фабиан, Arash, Полиной Гагариной, Верой Брежневой и другими артистами. Человек, чье имя неразрывно связано с известнейшими музыкальными композициями современности, нашел время в плотном рабочем графике и рассказал L’Officiel Hommes Kazakhstan о самом сокровенном.


Вы, наверное, занимались всем, чем только может заниматься творческий человек: снимали документальное и художественное кино, выступали клипмейкером и продюсером звезд, ведущим известной программы, писали сценарии. Что привлекает вас в вашей работе больше всего? От чего вы получаете максимум удовольствия?

То, чем я занимаюсь, не совсем правильно называть работой — это моя жизнь. И мне нравится заниматься всем тем, что дорого моему сердцу, что мне неведомо и интересно, тем, что зажигает мое воображение. Так было всегда. В течение всей своей жизни я открываю в себе новые грани, говоря на языке документалистики, рисую свой портрет, и он постоянно work in progress..

Вы родились в Беслане, выросли в Горловке, потом перебрались в Киев. Какой город повлиял на становление вас как творческой личности больше всего?

Горловка, безусловно, сложный город. Он действительно сильно повлиял на меня. Жесткость характера, желание, умение и возможность выживать — это то, что я приобрел и чему научился там. Мне не страшно в какой-то день остаться без средств на существование, потому что я точно знаю, что всегда смогу их найти. Этот город, в целом, научил меня ценить свой внутренний мир. Потому что, когда мне было не очень хорошо или в детстве мне не с кем было играть, я уходил в себя и создавал свои миры. Это было очень интересно. Почему я так сильно тянусь к прекрасному? В моем детстве было так мало красивого, сплошь серые железобетонные коробки, и в этом всем мне хотелось найти свою историю Гарри Поттера. А сейчас, безусловно, имея возможность видеть мир, я очень ценю красоту, каждый красивый листочек. Беслан же для меня как восточная сказка с индюками, большими тутовыми деревьями, пацанами, с которыми мы гоняли камни палками, и горной рекой. Это сказочная история в моей жизни, которая в большей степени сформировала мое понимание семьи. А вот Киев ни на что не повлиял (улыбается). В этом городе мне просто комфортно, и я понимаю — есть место на земле, где меня настигает чувство домашнего уюта, а весь Киев — мой собственный дом и место моего спокойного русла.

Какой из своих клипов вы можете назвать самым значимым, ярким, максимально профессиональным?

Я пересматриваю свои работы достаточно часто, не менее пяти раз в год. Но делаю это не специально, так выходит. Просто бывает особенное настроение или внутреннее ощущение, и я начинаю смотреть один клип, за ним другой, а потом еще один. И думаю: «Ну ничего себе, это же было снято пять лет назад, а как я это сделал?». Задаю себе вопрос: «А почему я это снял так, а не иначе?». Некоторые вещи мне безумно нравятся, а что-то я бы сделал по-другому. Я могу искать референс со своих же работ. Вы же понимаете, что человеку, который создал более 500 клипов, легче не писать тритменты для клиента. В своих полутысячах работ я найду такой портрет, который по ощущению чем-то напоминал бы будущее видео. Но это, конечно, ужасно — цитировать самого себя (улыбается).

Как вы реагируете на сплетни, которые время от времени появляются на просторах медиапространства? Считаете ли вы их неотъемлемой частью жизни публичных персон или все-таки воспринимаете в штыки? Какую самую нелепую новость о себе вам приходилось слышать?

Я считаю, что сплетня — это составляющая часть любого человека. Ну, согласитесь, мы все любим посудачить. Разве нет? Даже те люди, которые говорят, что не любят перемывать кости, уже этой фразой начинают их перемывать. Сплетня — это маленькая червоточина, которая присуща каждому человеку. Ведь что она собой представляет? Это пересказанная несколько раз история о каком-то интересном факте. А мы, люди, сами по себе любим истории еще с самого детства. Один из самых нелепых слухов, которые я слышал о себе, был о том, что я миллионер. Я думаю, это связано с тем, что у меня действительно очень дорогие клипы. Но люди же не понимают, что при этом у меня есть определенный гонорар, а весь бюджет идет на производство самой работы и создание красоты. А самая прекрасная сплетня обо мне заключалась в том, что у меня родственники из Чечни, целая банда, которая ездит по всем звездам и заставляет артистов снимать у меня видео- работы. Долгое время никто не мог поверить, что один человек может переснять абсолютно всем артистам по несколько работ на всем СНГ пространстве (улыбается).


«Один из самых нелепых слухов, которые я слышал о себе, был о том, что я миллионер. Я думаю, это связано с тем, что у меня действительно очень дорогие клипы. Но люди же не понимают, что при этом у меня есть определенный гонорар, а весь бюджет идет на производство самой работы и создание красоты»


Творчество всегда подпитывается любовью или любым другим сильным чувством. Согласны ли вы с этим утверждением?

Творчество — это квинтэссенция чувств. Не обязательно любви. Это абсолютно все человеческие страсти, и чем их больше, тем сильнее в тебе становится желание породить внутреннее торнадо. Допустим, для меня очень важно много переживать. Чем больше я это делаю, тем спокойнее становлюсь.

Расскажите о ваших взаимоотношениях с Максом Барских. Претерпели ли они какие-то глобальные изменения за весь период совместной работы?

10 лет работы с Максом — это путь от дружбы и абсолютной преданности, взаимопонимания и уважения до творческого восхищения и четкого осознания того, кем мы являемся друг другу. Начинали мы, как 17-летний мальчик и 25-летний уже состоявшийся режиссер. Потом Макс все больше становился мне другом, ведь он рос, у него появлялся опыт, и со временем уже он начал открывать мне глаза на некоторые вещи. Сейчас же я прям чувствую твердое плечо партнера, на которое всегда могу положиться, а это уже этап совместного бизнеса.

Как считаете, в чем главная причина популярности Макса Барских?

Прежде всего — это хит. Барских, действительно, делает хитовую, точную и нужную для своей аудитории музыку. Это первый, самый важный и неотъемлемый момент его популярности. Второе — это честность и искренность. Если вы однажды побывали на его концерте, то точно придете еще раз и приведете с собой друзей. Потому что Максим — это человек, который настолько открыт на сцене и со своим слушателем, насколько закрыт в обычной жизни. Он — интроверт, излучающий такую светлую и позитивную энергию, которую, честно говоря, я редко когда встречал. А на концертах других артистов я бываю часто. Человек, который не стесняется быть естественным и честным, не может не подкупать своей искренностью. И на сегодняшний день огромное количество людей по всему миру хотят видеть его именно таким!

Как часто вы проводите время с семьей? Как складываются отношения с бывшей супругой?

Три-четыре раза в год. Я пытаюсь всегда присутствовать в жизни своих детей. При первой возможности я еду к ним в Италию, либо забираю Лолиту и Борю в какое-то другое место, допустим, на съемку в Европе. Не всегда, правда, школа Лолы позволяет свободно передвигаться во времени, но мы подстраиваемся под каникулы.

Как вы считаете, может ли работа как-то заменить семью, если таковой, к примеру, нет?

Мне кажется, на этот вопрос сложно ответить. Я попытался сделать в своей жизни так, чтобы у меня была и семья, и дети, и работа. Мало ли меня в жизни моих детей? Да, конечно, мало! Но, с другой стороны, моего отца тоже не было в моей жизни много при том, что он все время был рядом, каждую секунду. Я надеюсь, мне удастся создать тот же эффект для своих детей. А работа, конечно, требует ежедневного присутствия.

Вы почти на протяжении 5 лет хранили молчание и не давали никаких интервью. С чем это было связано?

Нечего было сказать. Вообще я не считаю, что режиссер должен быть на виду. Это прерогатива его работ. Это не был «железный занавес» молчания, а тот самый момент, когда нужно было накопить энергию внутри себя.


«Мир так быстро развивается, и постоянно в нем появляются новые тенденции. Если ты не идешь в ногу со временем, не изучаешь мир через книги живопись и другие виды искусства, которые также претерпевают изменения, то скоро лишишься своего таланта»


Творческий кризис. Случалось ли вам испытывать подобное состояние?

Мы все это переживаем. Для меня это встать утром и захотеть снова лечь спать. Но я спокойно отношусь к такому состоянию. Просто знаю, что иногда мне хочется не выходить из дома. Это может длиться недельку-две. В работе режиссера приходится отдавать очень много энергии, и весь результат зиждется именно на ней, ты обязан делиться ею с каждым артистом, каждым человеком, который делает с тобой эту работу. Если этот заряд не запущен в человеке, то он уйдет ни с чем. А важно, чтобы он получил твою энергию. Поэтому периодически я испытываю состояние эмоционального опустошения.

Какие у вас отношения с детьми? Вы воспитывались в семье осетина: хотели перенять опыт своего отца или желали своим детям чего-то другого?

Дружеские и авторитетные. Как бы я сильно ни любил свое детство и осетинско-украинское воспитание (поверьте, это еще та гремучая смесь), для своих детей я хотел другого, более либерального ощущения и общения. Допустим, со мной можно обо всем поболтать, можно посмотреть кино, даже можно выпить глоточек вина.

Что для вас одиночество?

У меня всегда разное отношение к нему. Иногда я его безумно боюсь или просто не хочу в нем быть. А иногда я очень его жду. Все зависит от того, что ты переживаешь в конкретный момент.

Если бы вам представился шанс что-то изменить в своей жизни, что бы это было?

Это сложный вопрос. Чтобы на него ответить, нужно рассказать много предысторий, но, дабы быть честным, единственное, что я бы изменил в своей жизни, — это не допустил бы ссоры с моим лучшим другом в третьем классе (улыбается). Она не имела особого смысла, а выпила из меня очень много энергии и причинила в детстве много боли. Я бы подошел к своему товарищу и сказал: «Чего мы с тобой ссоримся, это вообще глупость». И не устраивал бы войну на пять лет.

Вы как-то написали в своем Instagram: «У Высоцкого есть песня про горы и друга — «пусть он в связке с тобой вдвоем, там поймешь кто такой...». Эта фраза идеально подходит для описания съемок на выезде. Я беру в такие съемки, только проверенных артистов, тех, кому важен результат любой ценой, с кем приятно встретить закат, выкурить сигарету или зайти в ледяной океан».

Случалось вам разочаровываться в людях, испытывать на себе предательство друзей и близких?

Вот видите, что делает возраст с людьми. Мне уже 37, и я не могу сказать категорично: «Да, я разочаровывался в людях». Потому что я так уже не считаю. Какое у меня есть право разочаровываться в человеке? Он ведь живет своей жизнью. На сегодняшний день я могу сказать точно, что во мне нет категоричности, присущей молодым годам. Да, конечно, было несколько моментов, которые серьезно сбивали меня с ног: какие-то предательства друзей и людей, от которых ты этого не ожидаешь. Я очень сильно разочаровывался, но проходило время, я общался с этими людьми и на эти ситуации смотрел уже совсем иначе. Может, и я разочаровал кого-то. Хотя, как правило, люди не меняются.


«Идея должна быть настолько хороша, чтобы ее можно было снять где угодно. И уже, добавляя бюджет, ты получаешь клип индии-уровня или мейнстрим, или какой-то блокбастер. Это уже расширение возможностей рынка, на который ты идешь со своим продуктом»


Какова формула успешного видеоклипа? Насколько важен бюджет при его создании?

Бюджет настолько же важен, как и не важен. Безусловно, можно снять клип на VHS-камеру без декораций, поставить стул посреди Крещатика или какого-нибудь поля, взять девочку в красивом тренче, поющую лирическую песню, и этого будет достаточно. Вопрос лишь в том, насколько это будет подходить той или иной музыке и ее ценности. А так, конечно, для определенных идей и мейнстрим-потока бюджет важен, так как он создает дороговизну картинки, позволяет идеально выдержать стиль. Но если дать молодому режиссеру большой бюджет, он никогда не будет знать, что с ним делать, и потратит его на чепуху. Когда-то Тарантино сказал, что «Бешеные псы» был бы гениальным фильмом, если бы он снял его просто на VHS с хорошими актерами. Потому что в этом фильме потрясающая драматургия. Это и есть основное. Идея должна быть настолько хороша, чтобы ее можно было снять где угодно. И уже, добавляя бюджет, ты получаешь клип инди-уровня или мейнстрим, или какой-то блокбастер. Это уже расширение возможностей рынка, на который ты идешь со своим продуктом.

Насколько важна для вас тема признания, наград? Можно получить удовлетворение от своей работы без признания публики?

Нужно понимать, нравится твоя работа людям или нет, понятна она или не понятна, принесла она успех артисту или не принесла. Вот это для меня важно. И когда к тебе подходит человек и говорит о том, что любит твои клипы и они помогают ему пережить похожую ситуацию, конечно, это приятно. По поводу наград… С университета у меня к ним очень специфическое отношение. В основном, я не человек наград. Я всегда нервничаю, выходя на сцену, когда получаю их. Никогда не забуду, как на фестивале Киношок, когда я представлял OrAngeLove, за 15 минут до выхода на пресс-конференцию после просмотра фильма мне показалось, что я сейчас умру. Я был красиво одет и все бы ничего, но я прохожу мимо кровати в своем номере, падаю на нее, заворачиваюсь калачиком в одеяло и не хочу из этой норы выходить. Меня всего трусило, поднялась температура, я не понимал, зачем мне это все нужно. И если бы не Оля Макеева, если бы она не прошла мимо моего номера, не постучала бы в дверь и не вытащила меня из кровати, я бы, честное слово, не пошел. Не люблю обсуждать свои работы и не люблю, когда их обсуждают в моем присутствии, ровным счетом, как и хвалят. Мне важно посмотреть на работу в действии. Я лучше со стороны понаблюдаю, как на нее смотрит человек. И для себя сделаю выводы. Это гораздо больше для меня значит.

Согласны вы, что все, что происходит в постсоветском шоу-бизнесе, берет начало на Западе? Все это было уже где-то подсмотрено.

Зачастую рынок СНГ вторичен сам по себе примерно на 60%. Причем эта вторичность не обязательно западная, это и нафталиновые девяностые, например. Это постоянное возвращение тенденций. Но на данный момент есть очень много новых музыкальных тем и идей, которые способны удивлять своей свежестью и новизной.

Говорят, что «талант не пропьешь», а можно ли его потерять другим способом?

Вообще-то талант и пропьешь, и потеряешь. Что-то человеку дается, а что-то им приобретается в течение жизни. Видение, например, однозначно дается. Его невозможно вырастить. Мир так быстро развивается, и постоянно в нем появляются новые тенденции. Если ты не идешь в ногу со временем, не изучаешь мир через книги, живопись и другие виды искусства, которые также претерпевают изменения, то скоро лишишься своего таланта.

Каким бы вы хотели увидеть себя в старости?

Счастливым! Это то, ради чего мы живем. Мы должны получать удовольствие от жизни. И в глубокой старости я хочу быть довольным тем, как прожил свою жизнь.

L’Officiel Украина спрашивали вас о том, что бы вы сказали Богу, если бы встретились с ним лицом к лицу. А мы бы хотели узнать: что бы вы сказали инопланетным гостям, если бы они решили навестить нашу планету?

Я надеюсь, что инопланетные гости преуспеют в прогрессе и смогут при первой встрече просто просканировать мой мозг и воспринять меня таким, какой я есть, не испугаются меня. Со своей стороны, я бы с ними поделился чем-то прекрасным, тем, что есть в моей голове.

Что для вас значит счастье?

Сейчас я испытываю счастье! Мне приятно сидеть на террасе под открытым небом в теплый июньский день и общаться с вами.

Интервью Ольга Знаменская

Стиль LUVI

MUA Наталья Стрильчук

Прическа Сергей Троско

Продюсер съемки Алан Бадоев