Жанель, расскажите, каково это – молодой женщине в Казахстане открыть свой рентабельный бизнес?
Бейбит, ну вы же прекрасно знаете, что это невероятно сложно! Более того, этот мир принадлежит мужчинам. Во-первых, немаловажно иметь очень хорошие связи, а все высокие посты чаще всего занимает именно сильная половина человечества.
То есть, все-таки существует бизнес-дискриминация по отношению к женщинам?
Ну, конечно, она есть – повсеместно.
Жанель, вы состоите в Совете деловых женщин при “Атамекене”, эта ассоциация как-то решает подобные вопросы?
Признаться честно, я решаю много вопросов благодаря Совету деловых женщин. Регулярно я обращаюсь с новыми просьбами, которые так или иначе связаны с моими проектами и чаще всего получаю положительный результат.
Если, к примеру, мужчины ходят на переговоры в баню, то что происходит на Совете деловых женщин?
Женщины тоже иногда ходят на переговоры в баню с другими женщинами. Это стереотип того, как мужчины решают дела. Современные занятые женщины также могут пригласить потенциального или состоявшегося партнера, но только в спа.
Это наш новый заголовок! И, тем не менее, наступит ли когда-нибудь в нашей стране такой момент, когда границы бизнес-дискриминации будут стерты? Тем более, fashion-ретейл, по моему мнению, это сугубо женский бизнес.
Ретейл возможно и женский бизнес, но чаще всего строится он на средства второй половинки, либо берутся кредиты,и тут понеслась женская дискриминация.
То есть, супруг вам помогал?
Конечно, стартовый капитал я взяла у своего мужа.
А сейчас?
Сейчас он мне не помогает, я стараюсь самостоятельно работать над своими проектами.
Выходит, теперь вы помогаете мужу?
Конечно, нет, было бы странно тянуть мужа на своих плечах.
Выходит противоречиво: вы говорите, что у нас бизнес-дискриминация, в то же время утверждая, что тянуть в совместном браке собственного мужа было бы странно!
Брак и бизнес – разные вещи. Непоколебимо верю, что мужчина в семье должен быть добытчиком, а женщины в Казахстане вряд ли будут зарабатывать больше.
Не считаете ли вы, что это несправедливо по отношению к казахским мужчинам: быть наравне с женщинами в бизнесе и кормильцами в семье. Может, пришло время создавать Ассоциацию деловых мужчин?
Зачем вам ассоциации, когда у вас есть бани? Равноправие еще не такая страшная вещь, вот если бы женщина была финансово успешнее мужчины – это уже мезальянс. Это унижает мужчину в собственных глазах, в ее глазах. Мужчина обязан быть сильным для своей семьи, но он может дать возможность расти своей второй половинке. Тогда, возможно, наступит гармония.
Насколько женщине, при достижении каких-то бизнес-результатов, важно прекрасно выглядеть, быть ухоженной и хорошо одетой? Помогает ли это при переговорах?
Ни для кого не секрет, что один из ключевых факторов успешной работы заключается именно в приятной внешности. Стараться выглядеть аккуратно, опрятно, не вызывая диссонанс в голове важно, но я стараюсь не придавать этому большого значения.
Вы много путешествуете, вам есть с чем сравнивать: так вот насколько казашки хорошо за собой следят?
Они очень хорошо ухаживают за собой, вы же сами видите этот контраст: большинство европейских женщин, по большому счету, следят скорее за чистотой своих волос, а как и во что она одета, менее важно. Поведение наших же девушек в пользу своей внешности прямо противоположно.
Не перегибают ли они палку?
Естественно, все это выглядит отчасти приторно и ванильно. Локоны, каблуки и навороченные сумки еще не говорят о твоем успехе. Но следует смириться с нашим менталитетом, мужчины любят глазами. Мужчин в стране мало, возможно, поэтому молодые девочки стараются наряжаться по поводу и без. Вы, мужчины, в этом виноваты.
Мы виноваты в том, что женщины так себя ведут?
В том, что современные девушки одеваются так, как на ковровую дорожку. Достаточно просто в пятницу зайти в “Бармаглот” или China Gold и убедиться в этом.
Жанель, на мой взгляд сугубо стороннего наблюдателя, вы выполняете важную миссию: продвигаете казахстанских дизайнеров и одежду, которую производят здесь не просто руками, но и мозгами. Мне, как человеку, который много путешествует, всегда казалось, что будучи хорошим дизайнером и рукотворцем, следует родиться где-нибудь в Италии, чтобы впитывать культуру моды и стиля годами, вдохновляясь окружающей средой изо дня в день. У нас же такого богатого наследия нет. Так почему казахстанцам следует выбирать отечественных дизайнеров?
Во-первых, если судить слишком поверхностно – стало модным носить казахстанских дизайнеров. Да, у нас нет той самой многовековой истории зарождения моды, мы не проходим такую сильную школу, какую проходят зарубежные дизайнеры. У нас должно зарождаться свое собственное ДНК: пусть некоторые дизайнеры делают copy-paste, но с чего-то ведь нужно начинать. А почему мы призываем покупать одежду местных дизайнеров? Здесь должен сыграть дух патриотизма, лучше вкладывать деньги в нашу экономику. В конце концов, сам лидер Нации озвучил, что следует развивать все, что разработано под грифом “Сделано в Казахстане”.
Абстрагируясь от патриотизма, могут ли наши дизайнеры предложить миру моды что-то действительно новое, чтобы желание покупать одежду отечественных производителей было не на ментальном уровне? А чтобы хотелось купить лишь оттого, что ни один зарубежный дизайнер не смог бы предложить нечто похожего?
Прежде чем сравнивать kz-дизайнеров с иностранными, думаю, государству стоит создать благоприятные условия, дать возможность повышать качество и уровень коллекций. Дизайнеры могут дать уникальную идею, но весь вопрос в том, что воплотить ее очень сложно.
Ну, можно ли сказать, что отечественные дизайнеры удовлетворяют запросы казахстанских женщин?
В принципе на сегодняшний день да, но им не хватает пиара глобального, масштабного, на уровне страны. Один в поле не воин. Да, вижу вопрос в ваших глазах, на мне сейчас одежда именно казахстанского дизайнера.
К этому я и веду. Признаться честно, я даже не знаю, как называется предмет гардероба на вас, что лично мне очень симпатизирует.
Это манишка.
Если про астанинских мужчин шутят – “50 оттенков серого”, то, как правило, и женщины наши достаточно скучные и примитивные в выборе одежды, не хватает оригинальности. Вот ваш образ всегда крайне интересен, можете ли назвать свой стиль смелым для Казахстана?
На самом деле, мой стиль далеко не смелый.
Но как сделать так, чтобы большинство казахстанок выглядели так же стильно, как вы? Необходимо заходить на lenazh.com и выбирать там одежду?
Да, но следует начать с правительства. Сделали ли бы хорошую программу по легкой промышленности, дали бы дизайнерам выпускать одежду минимальным тиражом, снижая себестоимость, чтобы женщины покупали на lenazh.com модные трикотажные водолазки за 5 000 тенге, вместо условных 20 000 тенге из Zara или Massimo Dutti.
Не кажется ли вам, что Казахстан все-таки такая страна, которая не может конкурировать в массовом сегменте. Ведь в 200 км к востоку от нас есть сосед, что щелкает те же водолазки даже не тысячами по невероятно заниженной себестоимости. Может быть, наш удел – выпускать очень качественные и уникальные вещи пусть ограниченным тиражом и с завышенной себестоимостью?
Время покажет, я не могу сейчас делать экономических прогнозов. Не думаю, что потребители готовы к тому, чтобы мы делали высокую надбавленную стоимость и распространяли товары с пометкой “качественно”. Для начала стоит познакомить потребителей с локальными товарами массово.
Рентабельны ли на сегодняшний день казахстанские дизайнеры?
Далеко не все. Чтобы быть рентабельным, необходимо иметь свое ателье, клиентов, хорошую историю для возможности производить новые коллекции без дополнительной финансовой нагрузки. Иметь возможность арендовать площади по адекватной стоимости, а не по нынешним кабальным ценам в ТЦ. Да и в целом на рынке мало хороших кадров, которые могут работать в команде дизайнера: пиарщики, стилисты, технологи, конструкторы – профессионалы могут стоить очень дорого.
Вы работаете с рентабельными дизайнерами?
Я стараюсь работать только с рентабельными дизайнерами. Прежде всего потому, что lenazh.com – это бизнес-проект. Мне важно, чтобы одежда была качественной, хорошо продавалась и цены были доступными.
А кто самый рентабельный?
Скажем так, в этом вопросе у меня есть свой личный топ-лист, озвучивать его я не хочу.
А магазин lenazh.com рентабельный?
На сегодняшний день – нет.
Что нужно сделать, чтобы ситуация изменилась?
Думаю, что следует расширяться. Мы планируем делать вторую точку продаж – офлайн. Использовать новые диджитал-инструменты в продвижении проекта.
Помогает ли вам государство?
Совместно с KAZNEX INVEST и по инициативе Ассоциации моды “Арлем” мы отправим трех дизайнеров (Kassymova, Anthenna, Zherebtsov) на выставку в Милан бесплатно. Ищем новых партнеров, чтобы в следующем году задействовать сразу два, а то и несколько инструментов.
Помогает ли вам акимат?
Да, морально они меня очень поддерживают (смеется). Мы только начали работать над совместными проектами, так что все еще впереди. Акимат всегда готов предоставлять нам площадки для проведения ярмарок, оказывать помощь со СМИ.
Они делают это потому, что вы поддерживаете отечественного товаропроизводителя?
Да, конечно.
А может быть нужна помощь, какую оказывает турецкое правительство? Турция не только субсидирует производство, но и арендную ставку в торговых центрах. Понятное дело, что по простоте душевной мы можем только надеяться, что г-н Смагулов или Тюльбасов пойдут нам навстречу. Здесь нужна четкая государственная программа.
С таким вопросом я уже обращалась к нашему акимату. Они даже готовы дать определенные дисконты по своим внутренним договоренностям в торговых центрах, но это такой минимум. А если говорить о субсидировании площадей, я не уверена, что владельцы торговых площадок заинтересованы в наших товарах. На данном этапе мы находимся в тени. Будет здорово, если эту идею кто-нибудь начнет активно продвигать.
Быть может, это вызов как Совету деловых женщин, так и вашей Ассоциации моды “Арлем”? Шанс занять то место, которое освобождается рядом иностранных брендов по весьма объективным причинам?
Вы искренне верите, что это возможно хотя бы в ближайший год?
Если вы в это не верите, тогда я тем более.
Я верю в то, что вы озвучили правильную цель, но боюсь, на уровне ассоциации не так просто поднять и решить этот вопрос. Нужно тщательно подготовиться и сконцентрироваться только на его решении. Когда мои стартапы встанут на ноги, я думаю, что за это дело нужно взяться.
То есть, это вопрос к ассоциации?
Естественно, а кто другой этим будет заниматься? Но сейчас у нас элементарно нет полноценного штата сотрудников. Есть я и мой партнер Айман Альзакова. Все, чем мы занимаемся, держится исключительно на энтузиазме.
Действительно ли клиент получает качественный товар (интересный дизайн, качество пошива) за свои деньги?
Зависит от дизайнера, от его ценового сегмента. Мы стараемся учесть все аспекты: товар, стоимость, быструю доставку, красивую упаковку и лояльные условия обмена и возврата товара.
Каким мы видим lenazh.com через пять лет?
Компания с филиалами онлайн и офлайн в регионах Казахстана, увеличенный спрос на товары местного производства.
С какой вероятностью дизайнеры, которые получат возможность принять участие в MBFW, имеют возможность продаваться на lenazh.com? Всех ли вы берете?
Нет, далеко не всех. Я смотрю на коллекцию, цену и качество.
Здесь такой дилетантский вопрос: зачастую дочки или жены богатых бизнесменов балуются, воображая из себя дизайнеров. И не всегда успешно. Что вы можете порекомендовать людям, дабы предостеречь их от дальнейших ошибок?
Если дизайнеры не соответствуют нашим стандартам (неважно дочки, жены, подруги), мы всегда императивны в нашем отборе на подиум. Правила для всех едины: интересная коллекция, дерзкая идея и долгосрочные планы работы в сфере моды.
Почему lenazh?
Все просто – Zhanel наоборот.
А кто ваши основные конкуренты на казахстанском рынке?
Не обязательно озвучивать, все и так знают, кто занимает свою нишу на digital- рынке продаж.
Не кажется ли вам, что ниша настолько маленькая, что и конкуренции быть не должно? В целом у вас задача одна: продвигать одну и ту же категорию.
Да, ниша быть может и маленькая. Но я стараюсь работать на эксклюзивных правах. А здоровая конкуренция всегда способствует развитию. Было бы скучно, будь мы на рынке одни.
А есть ли конкуренты у Недели моды MBFW?
Нет, у нас нет конкурентов.
А чем вы отличаетесь от KFW?
Нас даже сравнивать не имеет смысла: мы совершенно разные. У нас другие приоритеты, видение и формат.
Дружите ли вы с KFW?
Ну, все мы взрослые и воспитанные люди, здороваемся на общих мероприятиях, интересуемся делами друг друга, но мы никогда не дружили близко.
А что нас ждет с MBFW через пять лет?
Что за сталинские пятилетки? Мы сейчас живем в настолько динамичное время – сложно сказать, что будет завтра. Надеюсь, в случае процветающей экономики мы сможем работать с серьезными спонсорами, продвигать наших дизайнеров и делать площадку еще круче и интереснее. Делать целую неделю моды вместо привычных трех дней.
И все-таки, кто на ваш взгляд, самый коммерчески успешный дизайнер?
А можно промолчать?
Хорошо, кто, на ваш взгляд, самый лучший фэшн-фотограф?
У нас сейчас, кстати, огромное количество фотографов, заслуживающих внимания. Есть молодое поколение, они научились работать и понимать, что от них требуют.
Сколько среди дизайнеров-мужчин геев?
Я стараюсь не лезть в чужую личную жизнь, модная индустрия в принципе состоит из людей творческих. И кто я, чтобы их судить?
А какой у Жанель любимый ресторан?
По кухне или по бару? Это разные вещи.
Озвучьте по порядку.
По кухне – мой дом. А по бару – “Бармаглот” стал одним из самых атмосферных мест для меня за последнее время.
А какая у Жанель машина?
Range Rover.
А как же MBFW? Почему не Merсedes?
На него я еще не заработала.
То есть, по-вашему, Range Rover статусом ниже, чем Merсedes?
Нет, что вы! Просто Range Rover мне подарил муж, а на Merсedes я в скором заработаю сама.
Нравится ли вам деятельность нашего акима Бауржана Байбека?
Да, он такой интересный и продвинутый. И в сравнении с другими регионами, делает для Алматы очень многое.
Покупают ли женщины-политики одежду казахстанских дизайнеров?
Да, они стали активнее проявлять интерес. Большинство, к сожалению, просто плохо осведомлены о существовании на рынке интересных местных дизайнеров.
Мне очень нравится, как ZHSaken строит себя как бренд, хорошо ли Сакен Жаксыбаев продается у вас на сайте?
Да, он делает хорошие коммерческие вещи. Но его основное занятие – это проведение фэшн-ивентов.
Какие бренды продаются так же хорошо?
Zherebtsov, aigul’kassymova, Pentatonika, Asadel, Mandarin Narbayeva, BRU и так далее.
Как вы относитесь к токалкам?
Во-первых, мне их жаль. Они не виноваты, что у нас физически мало мужчин. Но с другой стороны, я верю в то, что все нехорошее возвращается, и токалкам будет впоследствии очень сложно.
У меня на этот счет своя теория. Я считаю, их существование в целом благоприятно влияет на экономику государства. Благодаря токалкам, происходит естественное распределение благосостояния между различными слоями населения. Богатый мужчина тратит часть своих денег, как правило, на не богатую девушку, которая улучшает комфорт своей жизни. А если ей совсем повезет, то и жизненный комфорт своей родни. Поэтому экономически я вижу весьма позитивный эффект.
А знаете ли вы причину появления токалок и почему вообще мусульмане это приняли, раз уж мы заговорили об этом? Чтобы женщину не оставить одну, без средств к существованию! Наши казахи интерпретируют это как желание заменить старую жену на новую и раболепную (до поры до времени) модель от скуки, от комплексов, от невежества… но только никак не ради того, чтобы помочь.
Сейчас тяжелая экономическая ситуация, Жанель.
Ну, не настолько.
Не хотели вы уехать жить за границу?
Если бы мне была заготовлена там работа на самых лучших условиях – да, я бы смогла и уехать, но не сейчас.
Вы очень умная и эрудированная девушка, для чего вам этот грязный фэшн-бизнес?
Да, по образованию я юрист, но я никогда не видела себя сидящей в кабинете, строчащей договоры и защищающей чьи-либо интересы. Так или иначе, я человек творческий. И такие мои черты характера, как импульсивность и эмоциональность, вряд ли помогали бы мне в карьере адвоката или прокурора. Более того, весь этот фэшн-ретейл – лишь первые шаги на пути к чему-то более серьезному.
То есть, по-вашему, это несерьезный бизнес?
Я говорю сейчас не о сайте, а о других проектах, от которых в дальнейшем я жду более серьезную прибыль.
Как дети реагируют ваш бизнес и род вашей деятельности?
Моя дочь настроена более прагматично: пока она находится в поисках себя, интересуется, сможет ли заняться моим бизнесом, в случае чего. Конечно, я его с удовольствием передам, если и в дальнейшем буду видеть заинтересованность. Сын, в свою очередь, поддерживает меня более эмоционально: спрашивая, не устала ли я, сложно ли мне, хорошее ли у меня настроение.
Жанель, на этой ноте хочу поблагодарить вас за предельно интересное и честное интервью, желаю успехов и процветания вашему интернет-магазину lenazh.com!