Вслед за Тимуром Бекмамбетовым Голливуд покоряет еще один наш соотечественник - молодой режиссер Айсултан Сеитов. Первого ноября его короткометражная картина «Шакал» удостоилась главной награды на кинофестивале Hollywood Boulevard Film Festival, который ежегодно проводится в Лос-Анджелесе и определяет лучшие работы начинающих фильм-мейкеров. Талантливый казахстанский режиссер, которому всего 19 лет, оказался на редкость откровенным парнем. В нашем интервью он без купюр рассказал о том, как проходит его обучение в главной кузнице голливудских талантов – Нью-Йоркской Академии кино, почему казахстанский кинематограф находится в шатком положении и какой рекорд он намеревается поставить в истории премии «Оскар».


Айсултан вы только недавно вошли в кинематографическую среду, но ваше имя уже у всех на устах. С чего начинался ваш путь?

Изначально у меня не было стремления снимать кино. Когда я учился в 9 классе, мне очень нравилось творчество некоторых видео-мейкеров на You-Tube и Vimeo, так и загорелся идеей создавать нечто подобное. Обучаясь в выпускных классах, параллельно работал у своего друга, занимался дизайном и делал коммерческие ролики, но быстро поняв, что работа в офисе не для меня, ушел оттуда. После, помогая своему хорошему товарищу Алимбеку Улану в его фотостудии, снимал видео, правда, исключительно для себя, на безвозмездной основе. Так я искал свой стиль и старался выдавать на финише качественный продукт, но, если честно, ничего особо не получалось. По сей день я не могу сказать, что у меня есть работа, которой бы я безмерно гордился. Создаваемые мной видео, бесспорно, находятся на определенном профессиональном уровне, но я чрезмерно самокритичен, поэтому не в моих правилах восторгаться своими работами, еще многому предстоит научиться.

После окончания школы вам нужно было определяться с профессией, и вы, подав документы в NewYorkFilmAcademy, выиграли бюджетное место. Расскажите, как это было, чем вам удалось покорить жюри?

Для того, чтобы без фальши и интриг определять победителей, приемная комиссия NYFA (сокращенная аббревиатура Нью-Йоркской академии кино, - прим. ред.) прилетала в Астану. Я пришел на отборочный тур с теми работами, которые на тот момент считал лучшими. Это были две киноленты в жанре триллер. Сцены одного из представленных фильмов смогли напугать девушку, которая была в составе жюри. Это был хороший знак, доказывающий, что я смог достичь нужного эффекта. Также, думаю, мне принесли успех уверенность в себе и хорошее знание английского языка.

А помните ли вы свои первые мысли, когда попали в Академию?

Когда я только приехал в Нью-Йорк, то был полон энтузиазма и просто не знал, какие сюрпризы для меня подготовлены в этом городе. Но так как я приехал туда за 2 недели до занятий, мое первое впечатление от появления в университете было весьма остывшим. Я уже был как-то готов к этому моменту, и мое состояние не складывалось из мыслей «что же меня ожидает», не было никакой эйфории и это меня немного настораживало. Больше всего запомнился момент, когда решался вопрос, в какую группу меня зачислят. Нас распределяли по опыту в съемках и по знанию языка. Тогда я, можно сказать, напросился на то, чтобы меня определили в самую сильную группу на нашем потоке. Я доказывал, что быстро учусь и буду стараться изо всех сил. В итоге я добился своего - меня зачислили к самому сильному учителю в Академии.

По прошествии года обучения, можно ли сказать, что в группе вы оказались сильнейшим среди сильных?

В политику нашего университета не входит система оценки студентов по критерию слабое/сильное звено. В плане опыта, да, скорее всего, у меня его больше, чем у остальных. Это доказывает и тот факт, что на семестровую сдачу моего фильма приходил сам президент Академии, чтобы оценить его. Вначале все думали, что он пришел взглянуть на все работы, но после просмотра моего, он встал и ушел. Не хочу говорить, что я лучший, правильнее будет сказать, что самый опытный среди них, хоть мне и всего 19 лет и я младше всех остальных в группе.

С какими сложностями вам пришлось сталкиваться во время учебы?

Система обучения в Академии строится так, что в конце каждой недели мы сдавали учителю наши мини-фильмы и уровень моих работ всегда отмечался преподавателями, как очень качественный, и речь здесь шла больше не об идейной составляющей, а непосредственно об использованном методе съемки. Со временем это стало вызывать неприятие со стороны моих одногруппников, потому что, по сути, «парень со степи» начал опережать их - исконно американских, а значит лучших, кинематографистов. Дело в том, что я учился там с людьми, которые пришли с этой индустрии и когда у них что-то не получалось, появлялась какая-то зависть. Не знаю, может быть, мне так казалось, но я чувствовал именно это. После первого полугодия ощущалось отторжение одногруппников, я больше не мог работать с ними, это и стало одной из причин того, что было принято решение снять фильм «Шакал» в Казахстане.

Раз уж вы завели разговор о фильме «Шакал», мы хотели бы поздравить вас с тем, что он удостоился главной награды на Hollywood Boulevard Film Festival и расспросить о том, что послужило вдохновением на его создание?

Причиной съемок фильма стал мой приезд в Алматы и осознание того, как сильно я скучал по дому. Я родился здесь, но большую часть жизни прожил в Астане, а потом уехал учиться в Америку. За время пребывания в штатах, я пресытился видом урбанистических джунглей, поэтому в своем фильме хотел показать уникальную красоту и самобытность нашей советской архитектуры. И поскольку у меня был небольшой конфликт с одногруппниками, то в голове возникла мысль снять фильм одним планом, тем самым перепрыгнув их, потому что киноменталитет американцев очень осторожный, многие из них не решаются на такое. С этой идеей я пришел к своему другу Азамату Дулатову, который согласился выступить оператором картины. Я начал прописывать сценарий, изначальная версия которого повествовала о судьбе двух друзей, но посоветовавшись с товарищами, решил, что с братьями история окажется сильнее и даст ответы на все вопросы без дополнительных сцен.

Вы упомянули о том, что решили снять фильм одним планом. Не могли бы вы раскрыть для наших читателей содержание этого метода съемки?

Этот вид съемки на данный момент показывает высшую степень профессиональности режиссера. Мой преподаватель удивлялся тому, почему я выбрал именно этот метод, но потом понял, что дело в наших корнях, где присутствует сильная тяга к театру. Смена декораций, выход и игра актеров - все это проходит одной беспрерывной сценой. Мы работаем также, без выключения камеры, она как бы плывет за персонажем и искусство в том, чтобы показать при этом историю, которая может заинтересовать человека. Одноплановой съемкой можно снимать все, по принципу «включил камеру и пошел», но искусству кинематографа нужен еще и сюжет, чтобы были персонажи и их характеры полноценно раскрывались в кадре, особенно если это «короткий метр».

Какой смысл был заложен в сценарий?

Идея снимать фильм в таком ключе пришла опять-таки, когда я приехал в Казахстан. Я встретился со своими старыми друзьями со школы, и меня очень огорчило то, что спустя всего год ребята полностью стали зомбированной частью системы. Они занимаются тем, чего на самом деле не хотят, они перестали мечтать и в них больше не прослеживается никаких амбиций. Меня это расстроило, потому что ты смотришь на человека и понимаешь, что он не живет, а просто существует. У него нет целей, ему все равно на то, что происходит вокруг, он делает только то, что ему говорят. Это и стало главной мотивацией для того, чтобы снять фильм «Шакал», где ясно показана борьба против системы.

А как появилось название фильма?

С легкой подачи Азамата Дулатова, нашего оператора. После каждого просмотра фильма, он говорил: «ребята молодцы, отыграли как настоящие шакалы». Поэтому, недолго думая, мы решили назвать фильм «Шакал».

Сколько часов на самом деле стояло за 8 минутами фильма?

Мы действительно сняли фильм одним планом за 8 минут, но в течение дня мы репетировали около 10 раз, и до финальной версии у нас было 7 дублей. Мы снимали с 10 утра до 8 вечера, поэтому на самом деле этот фильм дался нам тяжелым трудом.

А как прошла церемония вручения наград Hollywood Boulevard Film Festival. Какие эмоции вы испытали от кинофестиваля?

Если честно, я не очень долго сидел на церемонии, просто символически заглянул туда, произнес небольшую благодарственную речь и ушел. Но не поймите меня неправильно, я ценю полученную награду, но пока не могу ей гордиться, просто лично для меня это еще не тот уровень, которого я бы хотел достичь. Весной будут серьезные фестивали, на которые я подал заявки, вот там ситуация должна быть уже интереснее. Но мне все же очень приятно, что моя победа на Hollywood Boulevard Film Festival вызвала такой резонанс в Казахстане, поэтому я хочу выразить благодарность всем, кто поддерживал меня.

В этом году было произведено достаточно большое количество кинолент отечественного производства. Что вы думаете по этому поводу?

Я очень рад, что у нас создаются такие картины, как «Дорога к матери» и «Тараз». Я и сам очень жалею, что, будучи в Америке, не могу посмотреть все казахстанские новинки. Но меня очень расстроило то, что наряду с хорошими лентами пошло огромное количество коммерческого кино. Я видел около 5 отечественных комедий, заявленных к выходу на конец года. Столько фильмов этого жанра на один сезон не было заявлено прежде даже в России. Я не понимаю, почему они не могли договориться между собой о том, чтобы выпускать их хотя бы раз в месяц по очереди. Во-первых, нужно учитывать то, что нас всего 16 миллионов. Мало того, что отечественным картинам приходится конкурировать с американскими фильмами, которые стоят в приоритете у кинотеатров, так они создают еще и гонки между собой. Сейчас половина из них может не окупиться в прокате и инвесторы просто-напросто уйдут. Этим картинам есть место быть, но их не должно быть в таком большом количестве.

Какое еще мнение вы можете высказать, как сторонний наблюдатель и непосредственный участник киноиндустрии, хорошо знакомый с зарубежным процессом производства кинокартин?

Мне не нравится то, как мы воспитываем нашу аудиторию. Если мы будем подавать зрителю хорошее кино, то он постепенно привыкнет к качеству, и будет ждать только добротный кинопродукт. Сейчас мы рискуем накормить наш народ коммерческим кино с КВН-ским юмором и качественные ленты перестанут признавать. Мы можем повторить ошибку России, у которых ежегодно выходит огромное количество кино-навоза, которое, тем не менее, окупает себя. Кто виноват в этом? Только создатели. Во Франции этот процент отрегулирован, вместе с хорошими комедиями, выходят хорошие драмы, они «играют» с жанрами кино и уже воспитали свою аудиторию. Поэтому мне и нравится «Тараз». Это качественное кино, без коммерции, с вложенной в производство душой. Такие ленты должны быть всегда. А названия вроде «Гламур для дур», «Бизнес по-казахски», «Мажоры» лично меня напрягают. Я не говорю, что эти фильмы и их режиссеры плохие. Мне просто хочется задать вопрос - неужели это единственный метод, которым можно зарабатывать на кино в Казахстане?

Что вам хотелось бы сказать напоследок?

Сейчас я учусь в Нью-Йоркской Академии кино и хочу представлять казахстанский кинематограф на мировой арене, поэтому я поставил себе цель стать самым молодым номинантом и обладателем премии «Оскар» в категории «Лучший режиссер». Сейчас этот рекорд принадлежит Джону Синглтону, который получил номинацию в возрасте 24 лет, значит, у меня есть еще приблизительно 5 лет в запасе (смеется). Скажу так, удастся получить статуэтку – будет круто, не получится, будем работать дальше, это не беда. Но такое намерение у меня действительно есть. Также, я хотел бы поблагодарить своих родителей за то, что они никогда не обрезали мне крылья и давали возможность делать то, что мне действительно нравится. Низкий поклон им за это.