Каково работать бок о бок с Нурсултаном Назарбаевым? Об этом не понаслышке знает один из самых востребованных фотографов Казахстана – Турар Казангапов, который по долгу службы освещает все официальные мероприятия с участием Президента РК. Талантливый казахстанский фотограф поделился с нами не только архивом очень редких фотографий Нурсултана Абишевича, но и интересными историями, связанными с его работой. В интервью для L’Officiel Kazakhstan Турар рассказал о том, как ему удалось выбраться из карагандинской глубинки и попасть в президентский пул фотографов, какие требования Акорда предъявляет фотографам его уровня и претендуют ли сделанные им снимки с Главой государства стать историческим наследием для последующих поколений казахстанцев.
Турар, правда ли что вы пошли по стопам отца и дедушки, которые в свое время тоже увлекались искусством фотографии?
Да, можно сказать, что у нас даже сложилась династия фотографов. Отец у меня фотографировал в армии, он служил моряком на военных крейсерах в Севастополе. В то время сложно было достать специальное оборудование — проявочные пленки, фотоувеличители, химические средства для проявления фотографий. Но во время службы ему удалось приобрести всю эту технику за границей. Сам он был художником. В армии у него даже была своя лаборатория, где он писал стенгазеты, делал макеты кораблей, а также проявлял фотографии. В своей «студии» он фотографировал солдат в военно-морской форме, а когда те уходили на дембель, «собирал» для них памятные альбомы, Когда их крейсеры добрались до Кубы, отец смог запечатлеть туристов с острова свободы. Дед же мой больше преподавал. В советское время он открыл кружок по фотоискусству и обучал детей. Увлекался этим творчеством дедушка для себя, любил снимать людей, пейзажи.
На фото слева: дедушка Турара - Каригул Казангапов с детьми из кружка по фотоискусству. На фото справа: отец Турара - Ержан Казангапов.
С чего же началось ваше увлечение фотографией?
В детстве я наблюдал за тем, как отец проявлял свои фотопленки. Он вставал ночью, везде гасил свет, зажигал свой красный фонарь и начинал работать. Мне было интересно наблюдать за этим процессом. Отец объяснял мне, каким образом свет должен падать на фото и что способствует появлению на нем изображения. Он передал мне все свои знания. К сожалению, в 1999 году отца не стало, после него остались архивы множества рисунков, вся техника. В юности я даже не предполагал, что продолжу его дело. Пришел к этому только после окончания университета. Закончил КарГУ, профессионально-художественный факультет. Во время учебы работал с простой камерой, мыльницей, в основном фотографировал природу. Позже моя мама подарила мне профессиональный фотоаппарат. С тех пор я начал серьезно относиться к этому делу, занялся самообразованием. Тогда интернет уже был распространен, я смотрел различные мастер-классы, видео-уроки. Начал изучать характеристики своей камеры, пробовать разные техники съемки. Вскоре мне предложили стать фотографом на свадьбе. Это был 2009 год. Тогда я заработал свои первые деньги в качестве фотографа. Хотя для меня был важен не сам заработок, а скорее процесс съемок – первый опыт все-таки. Так я начал свою карьеру. В 2010 году сделал упор на работе в глянцевых изданиях. Меня стали привлекать к созданию cover-story и съемок в студии. Изредка посещал Астану, когда были заказы, а затем как-то незаметно перебрался туда, потому что оказался более востребованным в столице, нежели в родных краях.
С какой камеры вы начинали работать?
Это была цифровая зеркальная фотокамера Nikon D90. До того, как мне ее подарили, я мечтал приобрести этот фотоаппарат, изучил все ее характеристики, режимы и функции, полностью знал, как она устроена. Этот презент от мамы стал подарком судьбы.
Переехав в Астану, как вам удалось попасть в президентский пул фотографов?
Когда я переехал в Астану, работал лишь в свадебной индустрии и был далек от СМИ. Но в 2014 году меня пригласили занять должность штатного фотографа на информационном портале Tengrinews. Тогда опыта работы с прессой у меня не было. В первые месяцы я старался адаптироваться, потихоньку изучал ту среду, в которой мне предстояло работать. В Акорду я впервые попал только спустя 6 месяцев после своего пребывания в штате редакции, после чего меня в первый раз пригласили освещать мероприятие. Начинать было трудно, потому что никто не знает кто ты, откуда пришел, чем занимался до этого, да и ты сам тоже. При въезде в Акорду ты проходишь через КПП, тебя обыскивают с ног до головы, происходит несколько этапов проверки, но это нормальные процедуры, так и должно быть. Постепенно ты привыкаешь к такому режиму, начинаешь вливаться, узнавать людей вокруг. Самое интересное, что я до сих пор никого не знаю из Службы охраны президента, а они обращаются ко мне по имени. Так я работаю уже 4 года, освещаю как «домашние» мероприятия, когда президент встречает глав других государств у себя, так и заграничные. Вот совсем недавно мы посещали Корею, Японию. Нашей целью было составить развернутый фотоотчет так, чтобы он не требовал большого количества сопроводительного текста, то есть все становилось понятным уже с первого взгляда на картинки. В основном моя задача, как фотографа информационного портала Tengrinews, в работе президентского пула, состоит в этом.
Нурсултан Назарбаев с Президентом Исламской Республики Иран Хасаном Рухани.
Нурсултан Назарбаев с выдающимися представительницами общественности Казахстана на традиционной встрече «Көктем шуағы» в честь Международного женского дня 8 марта.
У вас возникали какие-либо сложности?
Самое сложное – это уловить моменты неформальной обстановки. Чаще всего мы фотографируем политиков во время переговоров, когда они сидят за столом или пожимают друг другу руки. Получается, так называемая, протокольная съемка. Но для меня важнее всего – уловить кадры в неофициальной обстановке. Например, показать жесты политиков либо свободный диалог в коридоре, у окна. Эти моменты ведь никогда не освещаются, их никто не снимает, кроме как личных фотографов. Для этого всегда нужно быть начеку, чтобы снять нужный кадр. Конечно, не все попадает в хронику, но, думаю, что на фотографиях, прежде всего, должны проявляться эмоции.
Если у тебя в голове появилась мысль сделать кадр с Президентом в необычном ракурсе, то желательно спланировать все заранее. Для этого ты, как минимум за неделю, должен обговорить все пожелания и тонкости съемки с пресс-службой, а после прийти к одной общей договоренности. В этот процесс, как правило, вовлечены несколько человек, поэтому это не так просто. Редко, когда сразу же дают разрешение на такие «индивидуальные» съемки.
Нурсултан Назарбаев с Владимиром Путиным.
Какие требования предъявляются к фотографам президентского пула? Говорят ли вам конкретно, что можно снимать, а что нельзя?
Особых запретов не бывает. Обычно когда проходят крупные церемониальные мероприятия, сотрудники пресс-службы проводят для нас инструктаж. Они объясняют, как проложены маршруты Президента и гостя, в какой точке они встретятся и пожмут друг другу руки, куда после этого двинутся дальше. Для того, чтобы синхронизировать действия фотографов, они даже говорят нам, с какой стороны нужно будет их обходить, в какую сторону двигаться, сколько по времени можно стоять на одной позиции. Бывает, что фотокорреспондентам от СМИ можно присутствовать на мероприятии только до определенного момента, дальше нас заменяют личные фотографы Президента. Снимать разрешают в принципе под любым ракурсом. Нежелательно брать в кадр охранников или его личных помощников. В целом, чтобы все прошло слаженно, просто нужно заранее подготовиться, чтобы не делать все впопыхах, так как иногда собирается много людей. Нельзя забывать, что помимо фотографов, официальные встречи освещают и видеооператоры местных телеканалов, поэтому инструктаж для нашей работы необходим.
Торжественная церемония встречи Президента Франции Франсуа Олланда, прибывшего в Астану с официальным визитом.
Глава государства на встрече с журналистами
Что является самым сложным в такого рода съемках?
Каким бы спланированным не было мероприятие, невозможно предугадать весь сценарий. Иногда бывают помехи, когда, к примеру, Глава государства стоит в очень хорошем ракурсе, а в кадр попадает лишняя фигура, перекрывая весь обзор, либо в помещении слишком плохое освещение. В такие моменты приходится реагировать в считанные доли секунды, поэтому камеру заранее настраиваешь так, чтобы не заходить в меню, а работать на горячих клавишах: один глаз в видоискателе, пальцы уже на автопилоте настраивают нужные режимы, работаешь практически, не отрываясь от аппарата. Помимо всего важна оперативность. После окончания церемонии желательно сразу же выслать все изображении редакции, потому что это одна из главных особенностей Tengrinews. Творческие моменты, обработка фотографий остается на потом.
Нурсултан Абишевич в Токио на церемонии вручения Специальной премии культуры мира 2016 года Фонда мира Гои «За значительный вклад в ядерное разоружение и нераспространение».
В каком случае вы можете считать, что фотографии получились успешными?
Я предпочитаю снимать живые кадры с Главой нашего государства, где он улыбается или находится в хорошем расположении духа. В основном мы привыкли видеть политиков серьезными, в обыденной обстановке, где они просто сидят или что-то зачитывают. Может быть, это будет сказано слишком громко, но, думаю, по долгу службы я больше, чем все остальные видел улыбающегося Нурсултана Абишевича, поэтому мне и нравится делать кадры с ним в неформальной обстановке. После мероприятий, когда ты уже просматриваешь готовый материал, ты буквально «слышишь» его смех через фотографии, и вместе с ним испытываешь те же чувства и эмоции. Чаще всего я стремлюсь именно к этому.
Нурсултан Назарбаев на съезде партии «Нур Отан».
Хочу поделиться с вами интересной историей. Последние два года я традиционно снимал церемонию зажжения главной новогодней елки в Астане, и мне удалось снять два абсолютно идентичных кадра с президентом. В 2015 году он смотрел прямо в мою камеру и хлопал. В 2016 году случилось то же самое, даже одежда была та же — черное пальто, красный шарф, единственное, не было перчаток, потому что в уходящем году зима все же была теплее, чем в 2015.
Те самые идентичные фотографии, сделанные на церемонии зажжения главной новогодней елки в Астанев 2015 и 2016 годах соответственно.
Расскажите о вашем первом впечатлении, когда вас только привлекли к съемкам в Акорде? Что вы чувствовали тогда?
С первых съемок в памяти мало что осталось, но могу с уверенностью сказать, что очень сильно переживал. Волнение чувствую и по сей день. Недавно я снимал Нурсултана Назарбаева и в процессе работы оказался буквально в полуметре от него. В тот момент я ощутил на себе его мощнейшую ауру, ни с чем несравнимое чувство. Однако постарался быстрее притупить его, так как не должен был упустить важные моменты. Когда перелистываешь такие ценные фотографии, осознаешь, насколько все было круто и переживаешь все заново.
Какие интересные моменты вам больше всего запомнились?
За все время работы в президентском пуле, мне, пожалуй, удалось побывать везде – на съездах партии «Нур Отан», телемостах, встречах Главы государства со студентами и школьниками, официальных визитах и командировках. Однажды в Японии был случай, когда при встрече с Президентом РК Нурсултаном Назарбаевым столпившиеся люди начали громко визжать от радости. Они были настолько эмоциональны, что когда Глава государства взял их за руки, они начали кричать еще громче. В ту минуту все мои коллеги еще не успели выйти из здания, поэтому я был единственным фотографом на улице. Президент посмотрел в мою сторону и подал мне знак – мол, давай фотографируй. Вот так и получаются уникальные кадры. После этого случая стараюсь не пропускать особо важные моменты и заранее предугадываю шаги Президента.
Слышали ли вы когда-нибудь личную оценку ваших фотографий от Нурсултана Назарбаева?
Вообще, хотел бы сказать, что как правило на мероприятиях я работаю на пару с журналистом Ренатом Ташкинбаевым. Однажды в Акорде мы беседовали с пресс-службой Президента, обсуждали прошедшие репортажи, говорили о том, как можно сотрудничать в будущем. В целом они довольны нашей работой, меня приятно удивил тот факт, что фотогалереи нашего сайта Глава государства просматривает лично. Акорда не раз даже запрашивала у меня снимки Президента с различных мероприятий в распечатанном виде. Конечно, лично в свой адрес отзывов от Президента я не слышал, но судя по словам его подопечных, он доволен.
Что вы делаете с фотографиями, которые остаются у вас неиспользованными? Продаёте ли вы их?
Как автор этих фотографий я являюсь их полноправным владельцем. Однако ни разу в своей жизни я не использовал какие-либо фото в корыстных целях. Единственно, однажды мне позвонили с ТРЦ Мега и предложили организовать выставку ко Дню Первого Президента, где были собраны как раз таки ранее нигде неопубликованные фотографии Нурсултана Абишевича. В этом году все в той же Меге состоялась уже вторая такая выставка. Но это не коммерческий проект, это было сделано для души. В будущем мне бы хотелось собрать больше таких фотографий и сделать что-то более масштабное и оригинальное. Однако могу сказать, что запросы на покупку фотографий были. Но я никогда никому ничего не продавал и не буду этого делать.
Турар, в вопросе выше вы упомянули выставку ваших фотографий, организованную ко Дню Первого Президента. Не могли бы вы рассказать о ней подробнее?
Состоялось две выставки, которые уже по сложившейся традиции были проведены в период с 1 по 16 декабря. Выставленные фотографии я отбираю по своему излюбленному принципу – стараюсь познакомить людей с теми кадрами, на которых Нурсултан Абишевич улыбается, активно жестикулирует или предстает перед нами в необычном ракурсе, не в том, в каком мы привыкли видеть его с экранов телевизоров или новостных лент. Включаю фото, где он запечатлен с главами других государств, потому что в Астане и Алматы сейчас живут и работают множество иностранцев, которым возможно будет приятно увидеть лидеров своих стран на подобного рода выставках.
Думаю, об этом можно будет задуматься лишь через 15-20 лет. Сейчас мы делаем все эти снимки для будничных целей. Сегодня отсняли – завтра забыли. Безусловно, эти кадры претендуют на то, чтобы остаться в истории. Но я не могу выделить конкретно себя, таких, как я немало. У каждого профессионала свой взгляд, и какие снимки в итоге станут легендарными судить не нам. Это будет выбором самой истории.
Вы снимали встречу Нурсултана Назарбаева с казахстанским космонавтом Айдыном Аимбетовым. Кажется, это именно та фотография, которая может войти в лигу тех, которые точно останутся в истории, ведь его полет в космос стал важным событием для нашего народа.
Может быть. Знаете, порой я сам не знаю, что будет завтра, с кем могу встретиться, и кого буду фотографировать. Все зависит от задания редакции, которое иногда бывает совершенно спонтанным. Со временем привыкаешь к этому. Как будто каждый день видишь звезд, щелкнул, и пошел дальше. Не знаю, что сказать. Поживем, увидим.
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев встречает в столичном аэропорту международный экипаж космического корабля «Союз ТМА-16М» во главе с Айдыном Аимбетовым, который вернулся из Международной космической станции.
Как фотограф вы попробовали себя во всех ипостасях. Что для вас является сейчас целью?
Больше всего я люблю заниматься социальной фотографией — снимать детей из детских домов, пенсионеров, пейзажи наших бескрайних степей, показывать внешнее и внутреннее состояние наших городов и поселков. Сам я вырос в селе, поэтому это тема мне близка. В городе ведь не все знают, как живут люди в аулах. Сейчас я хочу развиваться больше в этом направлении, то есть, по сути, углубиться в документальную среду. Именно поэтому каждое лето я стараюсь провести как можно более насыщенно, чтобы было больше кадров в дороге, потому что это самые «живые» кадры. Пока не найдешь самого себя, нужно пробовать, перескакивать из одного жанра в другой. Срываться с места и внедряться вглубь – вот моя философия.
Использованные в данном материале фотографии принадлежат Турару Казангапову. Все права защищены. Полное или частичное копирование фотографий запрещено, согласование использования фотографий производится с их автором.Ознакомиться со всеми работами Турара Казангапова можно на его официальном сайте: www.kazangapov.kz/ , а также на личной странице в Instagram.