Жанна Ильичева — один из самых авторитетных блогеров Казахстана, безумно любящий свою страну, но так искрометно, а где-то даже колко подмечающий ее недостатки. Именно это качество так любимо многотысячной армией поклонников Жанны на ее главной сцене — социальной сети Facebook, написание глубокомысленных постов на которой она предпочитает называть обычным хобби. В эксклюзивном интервью для L’Officiel Kazakhstan Жанна рассказала о том, как ее жизнь изменилась с началом активной блогерской деятельности в Facebook, какие пороки казахстанцев заметны в социальных сетях, а также поделилась мнением о скандальных постах Айсултана Назарбаева.
Жанна, можете ли вы сказать, какие 5 изменений произошли в вашей жизни с началом активной деятельности в Facebook?
Во-первых, у меня появилась возможность вспомнить про свой диплом журналиста, который давно и без дела пылится в сейфе и превратить профессию в хобби. Изменилось и отношение мужа, которому до этого сложно было оценить мое хобби, потому что у него нет аккаунта в Facebook. Но многие его друзья не только видят меня в реальности, но и читают в социальных сетях, рассказывая мужу о том, что меня тревожит. Подозреваю, что раньше он относился ко мне более легкомысленно. Осмысление произошло после того, когда мой пост о посадках на даче, который я связала с его другом - судьей, прочитали коллеги его друга в далекой России.В-третьих, с появлением статуса блогера меня стали узнавать на улице, в самолётах, ресторанах, банках. Как-то я заехала в QAZKOM, чуть позже в мессенджер мне пришло сообщение от сотрудницы этого банка с вопросом - нормально ли меня обслужили? Появилось и внимание журналистов к моей персоне. В жизни "до Facebook" журналисты были или друзьями, или бывшими коллегами по цеху. Сейчас они часто обращаются ко мне с просьбой дать комментарий по той или иной трендовой теме, принять участие в ток-шоу, дебатах или взять интервью, вот, как вы сейчас. Пятый пункт включает в себя внезапно появившуюся возможность расширить горизонт путешествий, и я увидела страны, куда сама бы не поехала.
Можете ли вы обозначить спектр тем, которые, так или иначе, находят отражение в вашей ленте? Есть ли у вас табуированные темы, о которых вы никогда в жизни не напишите?
Спектр тем мне обозначает жизнь. Наверное, я чаще пишу на социальные и политические темы, но как можно упустить из виду и не написать о терпимости в семейных отношениях, если муж не разрешает мне покупать яйца в магазине и привозит их с базара, но почему-то размером с грецкий орех? Часто я пишу и о проблемах предпринимательства в нашей стране, потому что в свободное от Facebook время занимаюсь бизнесом. Я не стараюсь писать на четко определенный круг тем и тем самым ограничивать себя. Всё намного хуже, сама жизнь каждый день подкидывает мне новые темы. Табуированных тематик у меня нет. Есть форма подачи тех тем, на которые я стараюсь писать очень осторожно, боясь кого-то обидеть. Как правило, эти темы касаются межнациональных отношений и религии.
Аружан Саин в одном из наших интервью говорила как-то о том, что консультируется с юристом, прежде чем публиковать посты, затрагивающие очень острые проблемы. Какова ваша позиция на сей счет? Бывают ли у вас сомнения – публиковать или нет? Или, может быть, у вас тоже есть консультанты?
Консультантов у меня нет, так же, как и главного редактора, цензора или корректора. Есть внутренняя цензура, к управлению которой я никого не привлекаю. Опираясь на нее и пишу, и до сей поры, мне не предъявляли ни одного судебного иска. Хотя на днях я оказалась на грани. Прочитала пост человека, которого знаю лично. И сделала репост, снабдив его своим эмоциональным шантажом. Позже выяснилось, что главный информационный повод был фейком. Сначала я отредактировала пост, но люди продолжали комментировать и возмущаться, не обращая внимания на редактуру. Пост собрал тысячу лайков и триста репостов. Но мне пришлось удалить его, это было честно по отношению к самой себе и возможным судебным искам.
Вы всегда говорите о том, что нужно следить за своим «поведением» в социальных сетях. Эти требования вы предъявляете как к себе, так и к другим, что когда-то доказало дело Шевцовой-Валовой. В чем, как вы думаете, проявляется главный порок казахстанцев в социальных сетях, помимо распущенности в комментариях?
Да, я всегда считала, что свобода слова заканчивается ровно на том месте, где начинаются права и свободы другого человека. Каждый из нас должен "следить за собой и быть осторожным". Интернет приравнен к СМИ по степени ответственности. Наверное, все давно уже поняли, что тот же Facebook — мощный инструмент влияния на общественное мнение и используя его можно, как возвысить человека, так и опустить его ниже плинтуса. Давайте вспомним кейс "Алиби". Понадобилась всего пара дней, чтобы раскрутить эту тему, после чего весь интернет еще несколько месяцев обсуждал ее. Считаю, что наша общая проблема — это удивительная способность читать только заголовки новостей в СМИ и делать многозначительные публичные выводы. Как журналист, я знаю, что любой заголовок может и не нести никакой информационной нагрузки, а может быть просто выдернут из контекста для привлечения аудитории. Ещё мы очень любим верить печатному слову, наверное, это генетическая память со времён газеты «Правда», впитанная с молоком матери еще со времен СССР.
Какой функции в Facebook вам не хватает? Помимо Facebook, есть ли у вас фавориты среди разработок IT-специалистов? Какими социальными сетями, приложениями и программами вы любите пользоваться?
В Facebook'е мне хватает всех функций сайта, чтобы комфортно себя чувствовать. Не хватает другого — при регистрации Цукерберг просто обязан требовать справку из психиатрического диспансера и результаты теста IQ с обязательной публикацией на своей странице. Кроме Facebook из соцсетей я пользуюсь также Instagram и Twitter, но отношусь к ним со значительной долей скепсиса. Люблю мобильные приложения, которые значительно облегчают жизнь. Только что, например, купила билет на самолёт мужу через Chocotravel, оплатив его через банковское мобильное приложение. Что касается What's App, то он у меня вообще на первом месте по частоте использования. Это практически бесплатная возможность общения со всем миром и пусть наши мобильные операторы рыдают и придумывают что-то новое. Связь с сыном, который учится в Канаде, стоила бы мне целого состояния, если бы не What's App.
Жанна, как вы относитесь к различным наградам за достижения в блогосфере, к примеру, когда вас выдвигают на соискание какой-либо премии, либо включают в списки влиятельнейших персон того же Facebook? Что для вас значат эти награды?
К своим достижениям в блогосфере я отношусь с определённой долей иронии, прекрасно понимая, что слава призрачна и весьма мимолетна. Как говорится - "придут честолюбивые дублёры, дай Бог им лучше нашего сыграть". Но не буду лицемерить - получать награды крайне приятно. Я вообще люблю подарки судьбы.
Ваша влиятельность в Facebook, помогает ли вам каким-нибудь образом в бизнесе?
Я стараюсь не связывать бизнес с Facebook, не рекламирую то, чем занимаюсь. Не знаю правильно это или нет, но это моё решение про «мух и котлеты». Не очень люблю, когда клиенты фирмы узнают меня в офисе. Это не раздвоение личности, просто хотелось бы отделять работу от хобби.Жанна, почему же вы решили больше не вести авторских колонок в популярных казахстанских изданиях?
Если честно, то у меня просто не хватает времени на ведение отдельных блогов или авторских колонок в других изданиях, кроме Facebook. Этим нужно специально заниматься, тратить на это массу времени. Меня вполне устраивает Facebook с его мгновенной отдачей и реакцией на твои опубликованные тобой вслух мысли.
Жанна, сейчас плеяда самых уважаемых и читаемых казахстанских блогеров в Facebook представлена в основном старшим поколением. В связи с этим хотелось бы спросить, можете ли вы выделить кого-нибудь из блогеров, скажем так, второго поколения, которых вы читаете?
Согласна, что Facebook’ом сейчас «рулит» старшее поколение. Я задумывалась на эту тему и пыталась найти ответы на те же вопросы. Я создала свою страницу в Facebook тогда, когда мой сын уехал учиться в США. Думала, что таким образом буду держать под контролем хотя бы его виртуальную жизнь. Но всё получилось с точностью до наоборот. Сейчас он держит под контролем мою жизнь в Facebook, а сам ловит подписчиков, лайки и комментарии в Instagram. Наверное, формат Instagram больше соответствует формату жизни и образу мыслей представителей поколения NEXT. У них там своя территория, свой кодекс и конституция. Я вижу попытки совсем молодых людей завоевать Facebook, громко заявив о себе. Чаще всего это эпатаж, так свойственный юности. Затрудняюсь сказать, кого из юных дарований я бы посоветовала почитать в Facebook, скорее, сама жду таких советов. Хотя в этой социальной сети много параллельных миров, может, я просто не вижу в своей ленте таких авторов.
В одном из интервью вы говорили, что вам нравится следить за страничкой Айсултана Назарбаева. Совсем недавно он опубликовал еще один пост «про эру агашек», буквально взорвавший ленту всех информационных агентств Казахстана. Что вы можете сказать о его «поведении» в Facebook?
Айсултан Назарбаев смело вошел в пространство в Facebook, сразу же громко заявив о себе. Этого нельзя не признать. Время от времени на своей странице он подкидывает темы, которые потом целыми месяцами мусолят и СМИ, и интернет. Насчёт его последнего поста могу сказать только одно. Не думаю, что стоит чрезмерно серьёзно воспринимать его слова, думая, что за ними стоит администрация президента и Нур Отан. На мой взгляд, это было его личным мнением, которое он решил публично озвучить. Не стоит составлять расстрельные списки, паковать чемоданы или писать заявления об увольнении. Айсултан молод, горяч и экспансивен. Думаю, с возрастом это пройдёт (улыбается).
Жанна вы часто посещаете блог-туры. Что вам больше всего нравится в этой вашей деятельности?
Опять-таки не буду лицемерить и делать вид, что блог-туры это утомительное сопровождение статуса блогера. Пожалуй, это самая приятная участь блогера. И дело даже не в том, что у меня нет возможности посетить те страны, куда меня приглашают. Я и сама могу туда поехать, но такой продуманной организации поездок, пожалуй, никогда не увижу. Так же, как не увижу особенностей стран, недоступных обычному туристу. Кстати, и не только туристу. На недавнем приёме в честь 25-летия дипломатических отношений между Казахстаном и Китаем, господин посол сказал, что завидует нам, потому что сам никогда не видел многих мест в Китае, которые увидели мы, путешествуя по реке Янцзы. И пригласил летом посмотреть горный Китай. Также вряд ли бы я увидела всю красоту нашей казахстанской земли — западный, южный, северный и восточный Казахстан, где много жемчужин, достойных списка ЮНЕСКО и National Geographic. Ну, а что говорить о возможности побывать на нашей замороженной атомной станции или посидеть за штурвалом самолёта-тренажёра в Air Astana. Или увидеть, как работает наш казахстанский нефтеперерабатывающий завод Petromidia в Румынии. Это удивительные эмоции!
Как блогер, который подмечает и негативное, и позитивное, скажите, пожалуйста, что вам нравится и не нравится в Алматы? О чем должны задуматься алматинцы?
Я очень люблю свой город. Для меня Алматы — это центр вселенной. Можно увидеть Париж и умереть. Можно увидеть Лондон, Нью-Йорк, Милан, Токио, Пекин и Москву и полюбить эти города, их есть за что любить. Но верность в сердце я всегда буду хранить только одному городу среди снежных вершин. На мой взгляд, Алматы сегодня не хватает интеллигентности, которая всегда была нашей отличительной чертой. Как-то она размылась среди новостроек, приезжих и среди нас, алматинцев. Те, кто к нам приехал и остался жить, в этом не виноваты. Виноваты мы, алматинцы. Это мы запустили свой город, отдав его на откуп базарам. И это именно мы должны прививать любовь к нашему городу и уважение к людям, а не становиться временщиками, выкидывающими мусор мимо урн.