Обложку первого весеннего выпуска журнала L'Officiel Kazakhstan украсила невероятно вдохновляющая Маншук Куанышева! История ее успеха потрясает, а нежность и хрупкость в сочетании с деловой хваткой обескураживает и вызывает глубокое уважение! Читайте увлекательную cover-story мартовского номера L'Officiel Kazakhstan прямо сейчас!
Ее давно знают на казахстанском фэшн-рынке как молодого и прогрессивного дизайнера. История собственного бренда Malli началась со стартового капитала в 70 тысяч тенге и украшений ручной работы. Сегодня бренд вырос до дебютного показа, независимого шоу-рум и достойного портфолио из звездных клиентов Malli. Но кто она – Маншук Куанышева? Стоит ли кто за ее спиной или мысль о спонсоре очередной вредоносный стереотип современного общества? В ходе нашей беседы было выпито несколько чашек облепихового чая, кофе и пол-литра воды. Но за три с половиной часа увлекательного разговора журналу L’Officiel Kazakhstan удалось приоткрыть завесу тайн о прекрасной Маншук. Об интуиции, разводе, благотворительности и феминизме.
Кто такая Маншук Куанышева?
Маншук – прежде всего человек, мама, а уже потом предприниматель и душа бренда Malli. Сегодня я нахожусь в неком поиске, как себя творчески, так и будучи свободной женщиной, требующей заботы и внимания. У меня такие же земные интересы, далеко идущие планы, а главное – я хочу быть любимой, ценной и счастливой.
Что значит Malli?
Все просто: название сложено из имен моих детей:Малика и Алидар. Ведь они – мое главное вдохновение, моя движущая сила.
С чего началась история Malli?
В любом бизнесе важна интуиция. Мне очень повезло, я вовремя подхватила волну и поймала тренд на массивные колье. Несколько лет я посвятила исключительно созданию аксессуаров, в чем достигла признания. А вот история бренда одежды началась с Saks Fifth Avenue в 2014 году. Моя подруга Ансара, которая работала там байером, обратилась ко мне с очень необычной просьбой. Они работали над проведением Fashion Night Out, планировался приезд Vogue Russia и меня попросили сделать специальную капсульную коллекцию. Чтобы вы понимали: на тот момент я занималась исключительно аксессуарами, о пошиве вещей даже мысли не было! Но сильно воодушевившись и отметив у российских коллег огромный культ басок и свитшотов, я приступила к работе. Собственно, первые продажи состоялись в Saks, это был невероятный успех и по-настоящему мощный толчок для старта.
Бренд Malli – это прежде всего творческий или коммерческий успех?
Было время, когда я начала создавать кукольные вещи с пышными юбками весьма странного кроя.Это совершенно не продавалось, после чего я пере- смотрела направление своей работы. На сегодняшний день очень важно монетизировать любое творчество, поэтому я не скрываю, что мой проект полностью коммерческий. Мне это и удовольствия доставляет больше, ведь я точно знаю, что такие вещи пойдут в массы. Моя задача одеть девушек красиво, нежели причудливо или вульгарно.
Так где тогда полет творчества?
У меня есть экземпляры одежды, на которых я отыгрываюсь и даю волю фантазии различными вышивками из бисера, пайеток или стразов. Такой вот маленький уголок творчества!
Где лучше всего продается Malli?
Основная площадка продаж на сегодня это не сайт или шоу-рум, как многие могут подумать. “Инстаграм” – средство доступное всем. Сегодня этим инструментом мы охватываем в буквальном смысле весь Казахстан. Я рада, что начала свой биз- нес именно сейчас, когда индустрия ритейла обладает таким бесплатным ресурсом.
Наверняка на просторах сети вы получаете немало критики со стороны аудитории? Как реагируете на нее?
На критику я не обращаю внимания, отношусь к ней с юмором и долей жалости. Но я блокирую даже тех людей, кто оставляет другим неприятные комментарии. Не хочу, чтобы они в последующем оказались на моей странице. Вы знаете, самый вредоносный вирус – это нелюбовь. Она порождает в человеке и зависть, и коварство и весь негатив. Не хочу этим дышать.
У вас нет дизайнерского образования, вы в ходе нашего разговора создаете впечатление исключительного предпринимателя. Так кто занимается созданием эскизов одежды? Какой-то профессиональный дизайнер?
У меня был опыт работы с дизайнером, после чего я поняла: никто, кроме меня, не донесет лучше нужный посыл. Я есть носитель ДНК своего бренда, я есть дух и сама должна заниматься созданием одежды от этапа эскизов до непосредственного производства на фабрике. Финансы, пиар, SMM, продажи, клиенты – это та часть, которую можно запросто делегировать. Но сама идея и душа заложена во мне. Да, есть консультирующие люди, которые направляют, какие коллекции сейчас более востребованы с точки зрения бизнеса, что лучше продается конкретно у бренда Malli, какой “инстаграм”-конкурс запустить или какую съемку провести. Доверить кому-то эскиз своего будущего платья я не могу. И потом, я сама неплохо рисую от руки, с этим проблем не возникает.
Есть ли у вас регламент, обязательства по выпуску коллекций?
Это то, над чем я сейчас активно работаю. Для достижения желаемого важно достичь гармонии в тайм-менеджменте. Я так люблю внутреннюю сво- боду, для меня любые рамки – это недостаток кислорода. Например, сейчас команда Malli мне ставит задачу: выпустить в мае новую коллекцию. Для меня это стресс, поскольку я придумала одно пальто, а большего не хочу до тех пор, пока не появится должный творческий настрой. Однако раз уж я создала коммерчески ориентированный проект, учу себя быть более структурированной: обязательный KPI месяца – 10 новых эскизов. От этого зависит работа цеха, продажи, поэтому подводить целый ряд людей уже не имею права.
В скольких экземплярах отшивается каждый элемент одежды?
У нас не такой большой рынок, ценовой диапазон моих платьев немного сужает круг потенциальных покупателей. Есть базовая коллекция, которая из года в год стабильно шьется и меняется лишь на уровне фурнитуры. Есть платья, так называемые “от кутюр”, которых на целый сезон всего 10 эксклюзивных экземпляров. А есть вещи трендсеттеры: пока мы имеем на них спрос, мы дошиваем новые единицы.
Работаете ли вы над эксклюзивными заказами?
От случая к случаю, ведь мы не ателье и это очень невыгодно. Клиенты попадаются разные, времени на них тратится много и по итогу результат не всегда радует женщину так, чтобы она искренне благодарила весь коллектив за проделанную работу. Здесь можно выиграть по деньгам, но проиграть по ряду других моментов. Если я и берусь за частный заказ, то ставлю определенные условия, потому что знаю – легко не будет.
Вы практически не национализируете свою одежду казахскими элементами. Не считаете это нашей общей айдентикой?
Я считаю это огромным клише. Ведь мы не живем сегодня в юртах, в ритме глобализации никто уже не станет носить вещи этнических мотивов. Да, такую одежду можно надеть на школьный праздник в честь Наурыза или на ужин в посольстве, когда необходимо подчеркнуть свою идентичность. Но будущего за целой коллекцией Malli, посвященной национальным мотивам, я не вижу.
Чего не хватает казахстанским дизайнерам, чтобы после яркого старта остаться на плаву?
В этом вопросе можно провести хорошую аналогию с жизненной ситуацией. Как, выйдя замуж, сохранить брак на долгие годы? Как не разрушить его, в последующем прожив десятки совместных лет вместе? Постоянно подогревать интерес, бесконечно много работать, непрерывно пребывать в этом процессе. Вот так же и в фэшн-индустрии. Если чело- век не живет в этом потоке 24/7, не факт, что бренд продержится и будет успешен на публике.
Носите ли вы вещи других казахстанских дизайнеров?
Да, я всегда слежу за творчеством коллег. В моих фаворитах вещи от Айгуль Куандыковой, Сакена Жаксыбаева и Лени Жеребцова.
Какой фидбэк вы получили после дебютного показа Malli в декабре?
Мы получили колоссальную обратную связь в плане опыта. Я разобралась во всей кухне проведения показов. Теперь мне ясно, в каком направлении двигаться, зачем и для кого. Признаюсь честно, это удовольствие не дешевое, для меня это что-то вроде девичьего каприза и способа самовыражения. Моя площадка для хулиганства! (Смеется.)
Планируете ли вы в перспективе разработку мужской или детской коллекции Malli?
Однозначно, нет. По той причине, что я отлично понимаю женщин: в чем они будут выглядеть скромно, а в чем дерзко и экстравагантно. Но я совершенно не знаю, что чувствуют мужчины или дети, мне будет сложно создавать для них красивые и функциональные вещи. Я не умею лазать по скалам, туда и не хожу, все просто.
Базовые вещи маст-хэв от Маншук Куанышевой…
Черные брюки, черный ремень, классическое пальто или жакет в зависимости от сезона – основа всех основ.
Сегодня крупным модным брендам важно быть социально ориентированными. Гигантами индустрии создаются целые коллекции одежды из переработанных материалов, деньги с продаж отправляются на благотворительность, запускаются кампании для пожертвований. Как в этом вопросе быть маленьким брендам вроде Malli?
Очень актуальный вопрос. Тот же LV ежегодно запускает целую благотворительную кампанию под эгидой #makeapromise и я думаю у таких гигантов ритейлинга правильный вектор, не просто жертвовать, а прививать это как тренд. Любые методы хороши, если они идут на благое дело. Лично я за то, чтобы волонтерская помощь и другие благие дела происходили в открытую (пусть это не всегда принято в нашем обществе и в нашей религии). Я буду вплотную заниматься этим вопросом и хочу чтобы этот тренд, как вирус добра, стало модным среди молодежи для привлечения еще большего числа заинтересованных людей.
Так расскажите подробнее о ваших задумках.
Я состою волонтером в клубе добряков. И недавно у нас зародилась идея создать воскресную школу дизайна для девочек из малоимущих семей. Скажем так, у меня есть все ресурсы: цех, конструкторы, оборудование, материал, люди, а главное – желание обучать! С той целью, чтобы поварившись в этой кухне, у девочек появилось призвание по жизни. Мне очень хочется выступить в качестве ментора для подрастающего поколения, чьи возможности не смогут позволить без должного образования или связей сразу попасть в эту индустрию и начать в ней работать. В школе никогда не расскажут, как использовать “Инстаграм” в качестве инструмента продаж: какой пост публиковать, с какой периодичностью выходить, какую фотографию размещать и с какой подписью. Это элементарно, но этому не учат. А я хочу научить. И над этим проектом сейчас активно работаю.
Давайте поговорим на самую животрепещущую тему современности – феминизма.
Сейчас может прозвучать странно, но я, независимая и свободолюбивая девушка, отношусь к теме феминизма крайне отрицательно. Каждая женщина мечтает, чтобы в ее жизни появился такой мужчина, с которым можно расслабиться. Это все в нашей природе. Я считаю, что все кампании, сейчас создающиеся в поддержку феминизма, навеяны Западом. Я за традиции, это не наша культура! Я – женщина и хочу быть слабой, нет смысла кон- курировать с мужчиной.
Феминизм – не всегда борьба за свои права. Зачастую слабость женщин позволяет мужчинам переходить за грань дозволенного. Я сейчас говорю о домашнем насилии. Это то, против чего сегодня многие и выступают. Девушкам покупают Graff, а за железным занавесом могут происходить страшные вещи в семье. Что вы об этом скажете?
Слабость женщины и есть ее сила, ее оружие, как бы странно ни звучало. Страшно подумать, а уж тем более представить. К счастью, я с этим никогда не сталкивалась. Таких мужчин можно назвать не иначе как жалкими существами. Считаю, в таких ситуациях нужно брать всю свою решительность, набираться смелости и бежать, не оглядываясь. Тяжелая тема, большая почва для размышления.
Маншук, совсем недавно вы пережили развод. Насколько эмоционально прошли через него, не случилось ли у вас творческого застоя на его фоне?
Мне оказали невероятную поддержку близкие люди, думаю, это и стало причиной воспринимать все менее остро, эмоционально. Когда принима- ешь решения без доли сомнения, взвешенно и обоснованно, то все становится намного проще. Нет якоря, тянущего на дно воспоминаний или страхов остаться одной. Как оказалось, надо быть подготовленной к обратной реакции людей, это нормальный процесс принятия. Но мне было важно, чтобы моя бывшая свекровь, очень мудрый человек, согласилась с моим решением, благословив меня на будущее, за что я ей очень благодарна.
Маншук, опишите, какая вы мама?
У меня, как и у многих работающих мам, сидит чувство вины за то, что не всегда удается оказать должного внимания. Я не балую своих детей игрушками и материальными вещами, не готовлю им обеды и ужины, но стараюсь компенсировать все беседами: внимательно выслушиваю их переживания и помогаю советами. Дочка временами вовлечена в мои рабочие процессы, съемки. А в сыне я стараюсь привить мужскую ответственность. Несмотря на то, что он еще маленький, открывает мне дверь, помогает с пакетами. Я хочу, как можно раньше подготовить своих детей к самостоятельной жизни. А также сделать Malli таким брендом, который станет семейным бизнесом для всего будущего моих детей.