Молодой дизайнер, основатель собственного бренда AIKEN Айгерим Акенова, несомненно, отличается от остальных своим неординарным мышлением, подходом к делу, уникальностью в выборе концепции и его выражении. Айгерим не только "очередной дизайнер", но и автор идеи концепта Национального Павильона самого крупного и ожидаемого события в странеЭКСПО-2017. Эксклюзивный дизайн, качественный текстиль, неповторимая и трудноосуществимая идея - это далеко не все, что может дать определение бренду AIKEN. Об истории создания своего имени, пути становления и том, в чем стоит защитить доклад в штабе ООН в нашем интервью.


Айгерим, расскажите подробнее о том, как вы пришли к идее стать дизайнером и ее реализации.

Мечта стать модельером зародилась еще в детстве. Я, как и мама, любила детективы, восхищалась методом поиска и сбора улик Эркюля Пуаро. Воображала себя в белом халате, как настоящего изобретателя, работающего над созданием чего-то удивительного и неповторимого. И, наконец, самой моей большой страстью была ручная работа. Родители помогли развить мои способности: с мамой мастерили крафтовые изделия, шили и вязали, а с папой рисовали его профессиональными кистями и выжигали на дощечках. Я довольно рано определила род занятий, которому хотела посвятить себя, оставалось лишь верить и действовать. После окончания школы поступила в миланский IED Moda Lab на бакалавриат по специальности Fashion&Textile Design. Прошла курс по обмену в Лос-Анджелесе (FIDM), получила стипендию от муниципалитета Милана на обучение по степени магистра. Собственный бренд AIKEN я основала в 2016 году, когда была уверена в успешности этой идеи и его дальнейшем развитии. На тот момент я имела опыт работы в домах мод Италии и Бахрейна, знания механизмов fashion индустрии Европы и Америки. 

Сложно ли было? Какие сомнения вас тормозили или наоборот, подталкивали к действиям?

К моему удивлению, основной причиной страха было расставание с мечтой, ведь она была на пороге свершеия. Это стало интересным открытием для меня. Поэтому целью моей первой коллекции было преодолеть себя и свои страхи.

Какие материалы вы используете?

Ткани для меня играют важнейшую роль в дизайне. Использую как натуральные так и инновационные синтетические, тем не менее органические ткани. Работаю с поставщиками из Италии и Японии, а так же стараюсь взаимодействовать с локальным сырьем. В результате экспериментов с тканями именно казахстанская шерсть идеально подошла для утепления “шапанчиков" осенне-зимней коллекции. В 2015 году я основала компанию Texspire (гибрид от слов: Textile и Inspire), одной из важных задач которой является развитие текстильных инноваций.

Расскажите подробнее о философии вашего бренда и ее уникальности.

AIKEN – это современный и прогрессивный бренд одежды, который переводит кочевой дух и менталитет в изысканный и уникальный дизайн. Бренд превозносит бесконечную силу индивидуальности на протяжении всего жизненного путешествия. Всегда смелый, запоминающийся и интуитивный AIKEN выражает высокую техническую оценку к текстурам, цвету и формам.

Где вы черпаете вдохновение? Вы больше нацелены развивать творческий потенциал или коммерциализировать свое дело?

Моими постоянными источниками вдохновения являются природа, культура, современная архитектура и текстуры всего, что нас окружает. Я люблю экспериментировать и создавать новое, вызывать и выражать свежие эмоции, вдохновлять и приглашать в новое путешествие. Я «за» идею, а иначе «пусто». Для того, чтобы создавать массовый продукт не обязательно быть дизайнером, скорее хорошим предпринимателем, маркетологом и ритейлером.

Как происходит процесс создания коллекции?

В течение нескольких месяцев отмечаю для себя различные детали, которые цепляют мой фокус, наблюдая за обществом, его желаниями, предметами вдохновения и способами самовыражения. Таким образом появляются новые идеи, которые я желаю изучить глубже, найти истину и аутентичность. Я углубляюсь в каждую новую тему, которая мной движет. 60-70% времени уходит на исследования (research) идеи, а итоги поисков я “проживаю”, стараясь окружить себя соответствующей атмосферой. В этом процессе рождаются новые эмоции, осознания, идеи, которыми возникает желание поделиться с миром. После чего это выражается в moodboard-e, по которому я вывожу цветовую и текстильные палитры, появляются силуэты, а затем и дизайн. Я сразу задала себя планку международных стандартов, поэтому заказываю ткани не из магазинов, а напрямую у поставщиков. Так эта система позволит работать и с международным рынком, предоставляя необходимый ресурс материала.

Как национальный менталитет или особенность отражаются в вашей коллекции?

Мои коллекции обращены к нашему кочевому прошлому. Я стараюсь выразить это в дизайне не буквально, больше через менталитет кочевника: открытый, в гармонии с природой, практичный. Это отражается в выборе качества текстиля, устойчивости, экологичности, соответствия климату, посадке, комфорту в движении, телесной свободе для самовыражения.

Какой фидбэк вы получили после первого показа?

Профессионалы в индустрии моды дали следующую оценку: «Непохожесть, уникальность стиля, то, в чем чувствуется глубокое изучение «национального», поэтому и отличительно от западных подиумов, не “copy-paste”. Новый взгляд на «наше», то, что хочется носить». Аутентичный кочевой стиль «считался» и первыми клиентами, которые выбирают AIKEN за качество, уникальность и возможность подчеркнуть свою индивидуальность и принадлежность к современной прогрессирующей Центральной Азии в своем диалоге с миром. Так одним из вдохновляющих фидбэков я считаю нашу молодую и талантливую клиентку, которая выбрала наряд от AIKEN для выступления со своим докладом в штаб-квартире ООН в Нью Йорке этим летом.

Как вы можете охарактеризовать индустрию моды в нашей стране? И чего ей остро не хватает?

Все познается в сравнении. Но я предпочитаю сравнивать нас не с кем-то, а с самими собой во временном пространстве. Прогресс есть! Движение вперед тоже. Другой вопрос о скорости движения, которая еще не успела "набрать обороты". В-первую очередь это проблемы сырья, его ввоза, профессионального образования и налаженная система точек сбыта. Объединив необходимые силы можно ускорить темп развития. Мои коллеги "по цеху" не раз упоминали, что государственная поддержка необходима для более радужного продвижения.

Есть ли в перспективе план по открытии своего интернет-магазина?

Таких планов пока не было. Только, если в партнерстве с опытными в онлайн-ритейле людьми


Расскажите подробнее о вашей коллаборации с ЭКСПО.

Я автор концепта и дизайнер Национального Павильона на ЭКСПО-2017.Три года назад я разработала концепт современной казахстанской ID-ентики, что в дальнейшем получило развитие и переросло в интерактивную выставку целого павильона, расположенного на 1-ом этаже павильона НурАлем.Исследования были направлены в сторону представления Казахстана как бренда, так как это текущая тенденция международных ЭКСПО. Моей целью было вдохновить казахстанцев на новые идеи и веру в себя. Я нахожу дизайн отличным и эффективным путем коммуникации. Если в дизайне моей одежды, этот месседж раскрывается более концептуально, то в проекте дизайна Национального Павильона у меня был шанс популяризировать идею современной национальной ID-ентики. В ходе этих исследований, я черпала огромное вдохновение в нашей истории, корнях, многообразии ландшафтов, цветов, текстур и культуры. Не все идеи имели потенциал реализации в павильоне по разным техническим причинам (огромный поток посетителей; техническая безопасность). На тот момент я решила основать свой бренд, дав жизнь детской мечте. Поэтому в коллекции сезона SS17 “Horizons” можно увидеть тесную связь с контентом Национального Павильона. Работая с «национальным», я беру не только видимую часть (например узоры, ткани), а стараюсь устремиться вглубь, в суть и найти общий знаменатель. Воплощать менталитет и принципы номадов, ведь сейчас в мире это актуально, и нам, потомкам номадов, есть чем поделиться с ним. Мой поиск продолжается, свой бренд AIKEN вижу как платформу диалога с миром.

Вы перфекционист?

Да. Может быть причина в том, что по гороскопу я «дева» (Улыбается). На самом деле, это качество помогает в процессе дизайна, я очень внимательна к деталям и ценю «неожиданные» маленькие сюрпризы в модели.

Что вы можете отметить как довольно яркое изменение в менталитете, характере нашего народа?

Люди становятся более лояльными к казахстанским проектам, жизни и развитию. Думаю это связано с глобализацией – больше людей выезжают за пределы нашей страны, общаются с разными людьми, сотрудничают в разнообразных сферах, расширяют кругозор, самостоятельно делают анализ и выводы.Так например, я заметила, что многие казахстанцы (в том числе и я), в ходе подготовки выставки ЭКСПО имели возможность работать с международными специалистами, перенимать новый опыт как специализированный, так и в области менеджмента проектов. Неимоверное радует тот факт, что почти в каждой команде павильонов были казахстанцы. Мы перенимаем эстафету от наших иностранных коллег для дальнейшего развития страны.

Опишите вашего клиента, человека, который найдет в вашей линии одежды свое?

Личность, уважающая свою индивидуальность, качество, экологичность, знающая свою уникальность. Современные номады, Gen Y - Gen X, казахстанцы, которые с гордостью могут подчеркнуть наследие Центральной Азии, в то же время оставаться понятыми и в других странах.


Какая самая главная вещь в вашей коллекции этого сезона, которую надо обязательно купить?

Платье “kerege” - бестселлер летней коллекции, которое теперь интерпретировалось как в жаккарде, так и в трикотаже. А также двухсторонний шапан “infinity” с дышащей водоотталкивающей и ветронепроницаемой тканью.

Фото коллекции: Женя Филатова
Стилист и модель: Василиса Гусарова

Фото: Akorda Press, APD archive