Благодаря революционному изобретению своего основателя, компания Swarovski очаровала мир моды магией граненого кристалла. В преддверии празднования 120-летия марки и открытия обновленного музея L’Officiel встретился с креативным директором марки Надей Сваровски.


Мир моды четко поделен на три сектора. Первый – мир роскоши, огромных маркетинговых бюджетов и глобальных стратегий, который находится в руках индустриальных магнатов. Второй – мир творчества, где обитают дизайнеры, фотографы, стилисты и прочий артистический народ. И, наконец, в третьем мире живут и работают те, кто обеспечивает моде материальность: производители тканей, фурнитуры и специалисты по ноу-хау. Как правило, люди этого круга не публичны и досконально разбираются только в том, что делают сами. Но встречаются и те, кто выходит за рамки узкого фабричного кругозора и занимает привилегированное место в фешн-мире. Они не боятся нового, интересуются архитектурой, искусством, дизайном, современными технологиями и умеют вести конструктивный диалог, как с авангардными артистами, так и с учеными-новаторами. Это исключение – Swarovski.


Кристаллический мир Swarovski

Кристальный гигант расположен в тихой деревушке в окружении заснеженных Альп – со дня основания 120 лет назад он не сдвинулся с места. Компания стала известной благодаря изобретению Даниеля Сваровски – это был электрический шлифовальный станок, который позволял обрабатывать огромное количество камней и хрусталя. Сам Даниэль был не только изобретателем, но и ценителем искусств и поддерживал многих европейских художников, был очень дружен с Густавом Климтом. Да и созданные его машиной кристаллы быстро проникли в мир искусства – искусства высокого шитья: клиентами Swarovski были как классики – Чарльз Ворт, Жанна Пакен, сестры Кайо, так и революционеры мира моды – Габриель Шанель, Эльза Скьяпарелли и Кристобаль Баленсиага. Годами компания поставляла дизайнерам комплектующие к образу европейской элегантности, оставаясь вне мира моды. 

Все изменилось на заре нового тысячелетия, когда управление Swarovski перешло к представителям пятого поколения прославленной семьи – Маркусу Лангу-Сваровски и Наде Сваровски. Во главе компании стоят два совета – директоров и семейный: первый управляет, а второй выполняет наблюдательные функции. По негласному правилу, трон кристальной империи может занимать только мужчина, поэтому Надя едва ли когда-нибудь возглавит семейный бизнес. Но она унаследовала от прапрадеда хороший вкус и страсть к инновациям, которые позволили ей занять высокое положение в фешн-мире. 

Именно Надя, креативный директор марки, является сегодня лицом Swarovski. Она открывала в парижском Palais Galliera выставку, посвященную Жанне Ланвен – прекрасную ретроспективу, организованную при поддержке Swarovski. В семейную компанию Надя пришла после серьезного тренинга у звездного арт-дилера Лари Гагосяна, к которому попала еще во время учебы в университете в Нью-Йорке, где ее интересовали история искусства и геммология. Она живет в Лондоне, но по долгу службы бывает во всех уголках планеты. «Скоро мне предстоит поездка в Гонконг, так как мы стремимся быть ближе к нашим азиатским партнерам. Затем полечу в Сан-Франциско, потому что верю в важность сотрудничества мира моды с миром передовых технологий, столицей которого стала Силиконовая долина», – объясняет она. и, так и с учеными-новаторами. Это исключение – Swarovski.

Контраст между простым и дружелюбным характером Нади Сваровски и сложным бизнесом, который она взялась модернизировать, характерен для компании в целом. «Я думаю, что главное для Swarovski – это искусство преломления. В кристалле мы видим тот особый, завораживающий свет, который существует только благодаря ему. С точки зрения физики, это не очень сложные процессы, но результат волшебный. Тот же принцип применим к бренду, для которого важны два процесса – реверберация и рефракция. Стремительное распространение информации и нарастающая энергия», -- поясняет она, четко размечая свою реплику смысловыми паузами. Что уж говорить: в мире моды слова «рефракция» и «реверберация» мало от кого можно услышать – там такие беседы не в тренде. она. и, так и с учеными-новаторами. Это исключение – Swarovski.

Герой романа «В поисках утраченного времени» Марселя Пруста говорил: «Великие артисты никогда не создавали больше одного произведения или, вернее, всегда лишь преломляли через различную среду одну и ту же красоту, приносимую ими миру». Надя согласна с этим тезисом: «Когда инвестируешь в культуру, научные исследования, образование и охрану наследия, важно верить в то, что делаешь, понимать и поддерживать художников, независимо от того, известны они или только начинают. Это способствует созданию эмоционального союза между искусством и брендом, а значит, и между брендом и его аудиторией». Мы в Swarovski много говорим о свете – он дает кристаллу жизнь. Думаю, слово «light» не зря созвучно слову «life»: без света нет жизни». gment--> она. и, так и с учеными-новаторами. Это исключение – Swarovski.

Текст Эрве Девинтр