Талантливый музыкант, один из ярчайших скрипачей Америки, неоднократный номинант на премию “Грэмми” о скрипке Страдивари и музыкальных экспериментах.


В 16 лет он уехал из СССР в США за мечтой – учиться мастерству у педагога Дороти Дэлэй. Упорство привело его к успехам. В 2001 г. он записал первый альбом – концерт для скрипки с оркестром Уильяма Шумана, номинированный на премию “Грэмми”. Лондонская газета Times отмечала его “бравурную технику и неослабевающую энергию”.

Свою творческую натуру он проявил не только в различных стилях музыки – кино раскрыло актерские способности Филиппа. Впервые классический музыкант стал главным героем американского независимого фильма режиссера Дэвида Грубина, лауреата многих премий “Эмми” и других наград. Филипп Квинт сыграл Сашу, студента Джуллиардской школы в фильме Downtown Express. Не так давно скрипач осуществил свою идею, объединяющую три вида искусства: кино, музыку и балет. В видео Triste Valse (доступно для просмотра в YouTube) словно проявляется музыкант, живущий в потоке вдохновения, искусства и грез. С августа 2010 г. Филипп Квинт играет на скрипке Страдивари “Рубин” 1708 г. И эта скрипка в его руках звучит, точно оправдывая свое имя.

Филипп, у вас есть счастливая возможность играть на скрипке Страдивари. Расскажите, пожалуйста, о своем инструменте.

Инструмент принадлежит обществу Страдивари в Чикаго. Эти люди помогают молодым музыкантам. Многие исполнители прошли через это общество, в том числе известные американские скрипачи Джошуа Белл, Мидори Гото, Гил Шахам и другие. Владимир Репин играл именно на этой скрипке много лет, я был сразу после него.

В одном из интервью вы говорили о том, что периоды своего творчества посвящаете определенным композиторам. Над чем работаете в настоящий момент? В этом году я повторяю многие свои любимые произведения из американского репертуара, что-то романтическое. Сезон полон Мендельсона, Бруха и Чайковского. А следующие два года я хочу посвятить творчеству Леонардо Бернстайна и Джона Корильяно.

Бернстайну исполняется 100 лет. У него есть великолепная серенада для скрипки и камерного оркестра. Джону Корильяно исполняется 80 лет. Я очень люблю его творчество, часто выступаю с его произведениями, которых не так много. Но одно из самых известных – “Концерт” из кинофильма “Красная скрипка”. Этот “Концерт” я играю довольно часто.

Вы позиционируете себя не только как классического скрипача, но и играете в различных жанрах музыки.

Я действительно играю в разных жанрах, но по-прежнему остаюсь классическим скрипачом. Это самое главное и никак не меняется. Я просто очень люблю экспериментировать с другими стилями. Себя я пробовал в различных комбинациях с джазовыми музыкантами, с аргентинскими музыкантами в жанре танго, с американскими – кантри. Всего и не припомнишь!

А недавно в Люцерне играл специальный концерт с русской фольклорной группой Volga Virtuosi, в составе две домры, балалайка, баян. Вот такая интересная комбинация с классической скрипкой. Мы играли разные специально написанные обработки, было интересно! Мне очень нравится открывать новые грани скрипки. У нее грандиозные возможности, на мой взгляд. И было бы жаль, если бы мы все одновременно комплексовали и играли только концерты Мендельсона и Бруха.

И все же среди многих музыкантов существует мнение: современное – отдельно, классика – отдельно…

Это определенный консерватизм, который действительно мне очень известен. Я рос в такой же среде. Как вы знаете, я выходец из Ленинграда и Москвы. После переезда в Америку мне было очень тяжело, я никак не мог освободиться от всего того, что меня окружало ранее и того, что я знал. В конце концов, я понял, все зависит от того, с кем вы работаете и как это сделано. Есть очень хорошо обработанные красивые песни группы Beatles и Queen, существует много талантливых артистов, которые популярны, так называемые POP-stars. Иногда я с ними тоже работаю, мне интересно, что может получиться. Например, в Нью-Йорке один день я выступаю со своими коллегами – пианисткой и виолончелисткой с абсолютно классической программой, а на следующий играю с такими американскими звездами, как Джош Гробан и Лена Холл, выигравшая недавно премию Tony Award (ежегодно присуждается за достижения в области театра США, включая музыкальный театр, основана в 1947 г. и считается театральным эквивалентом кинематографического “Оскара”, музыкальной “Грэмми” и телевизионной “Эмми” – прим. ред.) и многими другими артистами. И вот мне нужно подготовить совсем мне не знакомую, но классную песню, в которой я услышал, что может сделать скрипка. Может получиться очень виртуозно!

Жизнь концертирующего солиста, как и жизнь в США, проходит в бешеном ритме. Скажите, вам нравится этот темп или вы иногда ловите себя на мысли “сейчас бы отдохнуть”?

Я постоянно расслабляюсь. Когда у меня выпадает для этого неделя, я практически скрипку не вижу. В эти моменты занят всем, чем угодно: хожу на концерты своих друзей и коллег, в кино, читаю книги. Мир полон всяких совершенно потрясающих вещей! Меня часто спрашивают, что на вас оказывает влияние, что вас вдохновляет? Многие музыканты бы ответили – Давид Ойстрах, Святослав Рихтер… Для меня это, конечно, совершенно гениальные музыканты, на творчестве которых я рос. Но вот меня, например, вдохновляет поэзия, какая-то эмоциональная выставка, скульптуры, иногда встречи с людьми. Балет очень люблю.

Есть очень много источников для вдохновения, и я особо не скучаю. Такой график мне очень нужен. Я один из тех, кому нужна драма, адреналин постоянный. На пляж никогда не хожу – просто не знаю, что там делать. Когда есть интересные проекты, я отдыхаю. Не всегда ведь берешь скрипку и все гениально получается, наоборот, в большинстве дней могут не получаться даже знакомые произведения. И тогда важно понять, что сегодняшний день закончится и начнется завтрашний, и будет лучше, и с каждым разом все лучше и лучше. И потом – раз, и все работает! Это грандиозный отдых для меня.

Что для вас музыка в целом?

Музыка для меня – это поэзия, рассказ и живопись. Мы, будучи музыкантами, должны думать как живописцы, поэты и писатели. Ведь композиторы не просто писали ноты, динамические оттенки или определенные термины. Это все шло от сердца, от их личного вдохновения. Поэтому надо уметь иногда читать между строк, а иногда читать просто строки.

Филипп, вы выступали во многих странах. У вас есть предпочтения в выборе слушателей?

Конечно! Сегодня казахстанская публика мне очень понравилась! Я здесь находился всего полтора дня и мне, к сожалению, не удалось посмотреть город. Но я познакомился с очень приятными людьми из администрации оркестра и музыкантами. В Джуллиардской школе, где я учился, было несколько студентов из Казахстана. Это мои друзья, поэтому страна для меня не диковинка, как раз наоборот. В последние годы я заметил частое появление казахстанских групп, оркестров и музыкантов. Я с удовольствием вернусь в Астану.