На прошлой неделе Бейбит Алибеков, глава медиахолдинга First Media Group и по совместительству известный блогер, встретился с президентом алматинского аэропорта Айболом Бекмухамбетовым, чтобы в онлайн-трансляции со страницы Facebook без купюр поговорить о состоянии местной воздушной гавани и показать, какие изменения произошли за год с момента их последней встречи, когда были даны многообещающие заверения по модернизации терминала. О том, какие меры безопасности приняты при угрозе террористического акта, как обстоят дела с лоукостерами и будет ли достраиваться второй аэропорт, читайте ниже.
КАФЕ&РЕСТОРАНЫ
Достаточно много жалоб от зрителей поступило касательно дороговизны ресторанов и кафе, расположенных на территории аэропорта. Однако, как выяснилось, земельные участки, отданные под большинство предприятий общественного питания, находятся в руках частных собственников, поэтому администрация воздушной гавани никак не может повлиять на ценообразование в этих заведениях. Рестораны же, расположенные на законных квадратных метрах аэропорта, регулируют свои ценники согласно указаниям администрации. Такие кафе занимают свои арендные площади в основном на первом этаже. Для того, чтобы предложить людям альтернативу, руководство терминала сдержало прошлогоднее обещание и установило 22 вендинговых аппарата, где напитки и снеки предложены по достаточно приемлемым ценам. В ходе прямой трансляции, чтобы убедиться в этом, посредством торговых автоматов были куплены стакан кофе и бутылка воды стоимостью 150 и 160 тенге соответственно. В свою очередь Айбол Бекмухамбетов пожаловался на то, что в аэропорту отсутствуют сетевые рестораны. «Мы бы были рады присутствию сетевых ресторанов, таких как Starbucks, Maronne Rosso, Villa Del Fiori, La Barca. Мы всех приглашаем к сотрудничеству, при необходимости найдем места. Готовы рассматривать любые предложения, создавая лучшие условия». Зрителей, впрочем, порадовало, что глава аэропорта неплохо разбирается в гигантах ресторанного бизнеса. На вопрос же о том, можно ли будет открыть лагманную или очередной филиал сети магазина напитков "Сабыржан Company", был также дан положительный ответ. «Не обязательно рассматривать свободные места в терминале, есть множество других территорий вокруг — гостиница, площадь, можно даже построить новое здание, у нас достаточно места», отметил Айбол Бекмухамбетов.
ПАРКОВКА & ТАКСИ
Между тем, решился вопрос и с дополнительной территорией для парковки автомобилей, в частности, речь идет о 200 новых парковочных местах, пребывание на которых будет обходиться всего в 200-300 тенге в сутки. «Нам удалось создать новую парковку за счет расчистки площади, которая прежде была отведена под мусорный полигон. После того, как прошли уборочные работы, мы все отремонтировали, заасфальтировали, сделали необходимые разметки и установили LED-прожекторы. В ближайшие две недели парковка откроется, думаю, все будут довольны». Также, было отмечено, что в крытом паркомате есть возможность осуществлять безналичный расчет, так как есть POS-терминалы, принимающие любые виды карточек. Для обеспечения же комфорта тем, кто добирается до аэропорта своим ходом, администрация аэропорта устранила нелегальных таксистов, с которыми вела активную борьбу на протяжении всего прошлого года. Однако зрители отметили, что теперь неподобающим образом вести себя стали и официальные такси, которые соревнуясь между собой, готовы чуть ли не насильно сажать людей в салоны своих автомобилей. На это замечание Айбол Бекмухамбетов сказал, что не может сделать выбор в пользу одной таксокомпании, в ущерб другим, потому что это запрещено антимонопольным комитетом. Именно поэтому, на территории аэропорта будут представлены несколько конкурирующих между собой компаний, для регуляции действий которых, Бейбит Алибеков предложил создать единую очередь.
Фото: www.time.kz
КОМНАТА МАТЕРИ И РЕБЕНКА
В ходе беседы был поднят вопрос и о наличии комнаты для детей и мам. «У нас есть эта комната и люди хотят наблюдать в ней наличие игрушек, но она по большей части предназначена для матерей с грудными детьми, чтобы они могли поменять памперсы, сменить пеленки. Это не развлекательная зона, на которой дети могли бы играться. К тому же, есть специальные органы, санитарные службы, которые ограничивают все эти возможности. Аэропорт — это не Мега Центр», отметил глава аэропорта. Однако Бейбит Алибеков задал встречный вопрос о том, есть ли в мировой практике обслуживание беременных девушек и людей пожилого возраста вне очереди и имеется ли такой опыт в алматинском эропорту. Айбол Бекмухамбетов признался, что до сей поры такая опция не была представлена в Казахстане, однако в тот же день пообещал наладить эту ситуацию, вывесив соответствующие таблички.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ УБОРНЫЕ
В ходе импровизированной «инспекции» Бейбита Алибекова были проверены внешнее состояние и чистота уборных комнат. Как оказалось аэропорт располагает 43 туалетными кабинками, за стерильностью которых следит клининговая компания. При этом Айбол Бекмухамбетов попросил каждого гостя соблюдать гигиену для поддержания всеобщей чистоты. Его поддержала одна из пользовательниц Facebook, отметив, что проблема с туалетами заключается в людях, которые ими пользуются, и будет решена, если каждый будет относиться к ним как к домашним. В итоге, для разрешения этой трудной ситуации был предложено увеличить частоту уборки туалетных помещений в часы наплыва пассажиров и провожающих их людей. Впрочем, к Универсиаде-2017 в терминале ожидается ремонт двух туалетов, которые будут сделаны с кафельной плиткой и с современным оборудованием вроде сушильных аппаратов.
ЗОНА ДЛЯ КУРЕНИЯ
Одним из самых скоропостижных результатов, которых удалось добиться в день очной встречи Алибекова и Бекмухамбетова, стала установка табличек, осведомляющих людей о запрете на курение на привокзальной площади аэропорта. До этого дня людей штрафовали за курение в неположенном месте, при этом они и не подозревали о противоправности своих действий, ведь нигде не было соответствующих знаков, указывающих на это. Глава аэропорта отметил, что все прописано в действующем законодательстве, но для достижения взаимопонимания со всеми все же согласился установить большие таблички при входе и выходе из здания терминала.
Фото: Facebook
ЛОУКОСТЕРЫ
Большие изменения к Универсиаде ожидаются и благодаря долгожданному запуску лоукостеров. Эту инициативу больше всех поддержал аким города Алматы — Бауржан Байбек, который верил в успешность проекта, несмотря на заявления экспертов о том, что в казахстанских реалиях, при больших расстояниях и маленьком населении, ни одна компания не выживет в качестве лоукостера. Впрочем, к настоящему моменту со стороны бюджетных авиакомпаний было успешно осуществлено 67 полных рейсов, что лишний раз подтверждает надобность подобного рода авиалиний.
БЕЗОПАСНОСТЬ
В техническом отношении алматинский аэропорт оснащен по высоким международным стандартам авиационной безопасности. Огромные суммы денег вкладываются в покупку инновационных технологий. Так, для первой линии досмотра было выделено 6 новых газоанализаторов, которые моментально позволяют обнаружить наличие взрывчатых веществ. В целом аэропорт оснащен 59 рентгено—телевизионные установками для досмотра вещей и 852 цифровыми видеокамерами, которые перекрывают каждые 2 метра территории терминала. «Сидя в своем кабинете, я могу контролировать все, что происходит, кто в вип-зале неправильно себя ведет, поэтому берегитесь все хулиганы и нетрезвые», отметил Айбол Бекмухамбетов. В дополнение к этому администрацией аэропорта была продемонстрирована работа бесконтактного сканера в зоне вылета, с помощью которого можно за 10 секунд не раздевая пассажира, увидеть на его теле конкретные зоны, в которых спрятаны запрещенные для перевозки предметы.
Также, глава воздушной гавани поспешил успокоить людей, обеспокоенных посадкой самолетов в тумане, сказав, что алматинский аэропорт обладает всем необходимым светотехническим оборудованием категории 3B, позволяющих обеспечить безопасное приземление судна. При этом отметил, что до введения этих технологий, за последние три года AirAstanaпотеряла около 7,5 миллионов евро за счет ухода на запасной аэродром в Астану. Помимо техники, на страже безопасности всех пассажиров стоят специально обученные собаки, которые во главе кинологов, работающих во все 4 смены, способны пресечь нелегальный провоз любой контрабанды.
Единственное, на что посетовал президент аэропорта, так это на то, что на первой линии досмотра работают совсем юные парни и хрупкие девушки, которые в случае террористической угрозы не смогут противостоять вооруженным солдатам. Он отметил, что после трагических событий в Стамбуле, Израиле и Бельгии первую линию досмотра осуществляют силовые структуры, что следовало бы сделать и Казахстану. Тем более в стране желтый уровень террористической опасности продлен до 15 января 2017 года.
Фото: informburo.kz
ЗАЛЫ «ПРИЛЕТА» и «ВЫЛЕТА»
Бейбит Алибеков также поинтересовался, почему прилетая уставшими после командировок и поездок, люди вынуждены стоять в огромных очередях на паспортный контроль, и почему скопление людей больше наблюдается в зоне прилета, а не вылета. Администрация аэропорта поспешила объяснить, что по регламенту время на обслуживание людей пограничниками по прибытии и отбытии должна быть одинаковой и составлять не более 3 минут. Было отмечено, что за час аэропорт может обслужить до 1600 пассажиров. Путем нехитрых подсчетов, умножая этот показатель на 24 имеющихся в сутках часа и 365 дней году, был сделан вывод, что годовой пассажиропоток местного терминала способен спокойно достигать отметки в 14 миллионов человек. Однако, к сожалению, территория помещения для вылета больше, нежели зал «прилета», к тому же, улетая в другие страны, люди приходя на регистрацию за несколько часов до вылета, чтобы побыстрее попасть в стерильную зону. «Мы сделали все необходимое, что зависит от аэропорта, вложив более 21 миллиона тенге и сделав дополнительно еще 14 кабинок. Более того, начальник пограничной заставы набрал к Универсиаде около 50-70 новых сотрудников, поэтому с распределением большого потока людей при паспортном контроле проблем не будет. Также, была убрана стенка и сняты все жалюзи, перекрывающие видимость в зал прилета, чтобы обеспечить прозрачность работы и действий пограничного ведомства».
БАГАЖ
Зрителей в эфире очень сильно интересовала ситуация с порчей багажа. Руководство пояснило, что целостность груза часто нарушается, когда пассажиры летают транзитом, поэтому порекомендовало всем упаковывать чемодан в защитную пленку. Время же ожидания багажа, по заверениям администрации аэропорта, не должно составлять больше 30-40 минут. В целом, по регламенту багаж на ленту поступает в течение 15 минут после открытия багажного люка, если воздушное судно находится на телескопическом трапе, то есть возле терминала и через 20 минут, если на удаленной стоянке. Экстренные ситуации, замедляющие этот процесс, возникают, когда чемоданы и груз неправильно складируются уже в пункте вылета, поэтому личные вещи пассиажиров остаются под завалами и требуют «высвобождения», на что и требуется дополнительное время. При потере же багажа можно обратиться в службу розыска Lost& Found.
РЕКОНСТРУКЦИЯ ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНЫХ ПОЛОС
Одна из хороших новостей, озвученных в ходе прямой трансляции, заключалась в том, что совсем скоро в аэропорту обновят взлётно-посадочную полосу. Более того, между ними будут построены скоростные рулежные дорожки, которые повлияют на скорость приема самолетов. «Сейчас у нас имеются 2 взлетно-посадочные полосы, одной из которых 18 лет, другой 9. Они уже давно устарели, поэтому при приземлении самолет дрожит, как стиральная машина. Сейчас мы уже проводим тендер, вчера он не состоялся, потому что был всего один участник, но мы работаем, уже к концу следующего года вы сможете увидеть готовый результат», отметил Айбол Баймухамбетов. При этом было отмечено, что полосы построены близко друг к другу, поэтому они не могут использоваться параллельно, одна из них сдается в эксплуатацию в качестве магистральной рулежной дорожки. С началом строительства новых косых взлетных, необходимости закрывать аэропорт на ремонт не будет, потому что к услугам всех пассажиров будут представлены две полосы — одна будет использоваться как взлетно-посадочная полоса, а другая в это время будет отдана под ремонтные работы.
Фото: firsov.kz
ВТОРОЙ АЭРОПОРТ
В ходе встречи также были развеяны слухи о продолжающейся стройке второго алматинского аэропорта по Кульджинской трассе, начавшейся ещё в 2009 году. Основной причиной остановки проекта стала ее нецелесообразность, которая предполагала бы пустую трату денег, в ущерб всем организациям, принимающим в этой деятельности активное участие. В своем письменном обращении Генеральный директор Air Astana — Питер Фостер, высказал мнение, что национальный перевозчик не заинтересован в строительстве второго аэропорта. "Air Astana" выполняет около 50% полетов, поэтому с их мнением нужно считаться", отметил глава аэропорта. Более того, консалтинговые службы французской компании Vinci и немецкой Lufthansa тоже дали проекту отрицательные рекомендации по ряду технических причин. Было отмечено и неудачное территориальное расположение второго терминала, затрудняющим логистику. "При реализации строительства аэропорт был бы оторван от города на 2-3 километра, находился бы в стороне, а потому был бы не совсем удобным в пользовании горожанами", сказал Айбол Бекмухамбетов. Сейчас на рассмотрении руководства аэропорта находится расширение функционирующего терминала, которое на данный момент занимает площадь в 24 м2. Эта процедура должна обойтись намного дешевле, поэтому ее осуществление представляет собой самый оптимальный вариант выхода из сложившейся ситуации, но, по признанию, Айбола Бекмухамбетова, она сейчас только в планах.
Фото: tengrinews.kz
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Когда к трансляции присоединился Алмаз Ержан, известный блогер-колясочник, активист и общественный деятель, речь пошла о предоставлении особых услуг людям с ограниченными возможностями. «Я дал задание купить электрические тележки для инвалидов, чтобы им было комфортнее передвигаться. Также, для людей с нарушением опорно-двигательного аппарата в эксплуатацию сдан амбулифт, а для людей с нарушениями зрения мы можем предоставить собаку-поводыря».
В этом году администрация алматинского аэропорта позаботилась и об установке стоек для селф-регистрации, в которых на бесплатной основе может разместиться любая авиакомпания. Сейчас там представлены такие перевозчики, как Аэрофлот и KLM. В процессе подключения находится Lufthansa. У национального перевозчика Air Astana имеется собственный терминал. Айбол Бекмухамбетов отметил, что стойки саморегистрации особенно интересны пассажирам, путешествующим без багажа.
В копилку заслуг аэропорта можно также причислить увеличение пассажиропотока, который достиг отметки в 5 миллионов человек; открытие новых маршрутов и направлений, как это было с Нью-Йорком и Японией. Также, ежегодно, по словам Айбола Бекмухамбетова, в казну города аэропорт приносит около 20 миллиардов тенге. В целом, хочется отметить, что администрация местной воздушной гавани тщательно готовится к встрече международных гостей и казахстанцев с других областей, запланировавших свои поездки в Алматы с целью посещения Универсиады. Именно поэтому можно быть уверенными, что к следующему году все данные на сегодняшний день обещания будут выполнены, по крайней мере, как сказал Бейбит Алибеков, можно будет встретиться через год и еще раз посмотреть, какие изменения произошли.
Новое

Гульназ Жоланова о том, что общего у нее с золушкой и почему она больше никогда не будет участвовать в конкурсе красоты
